«Можно стать романистом или историком, но драматургом рождаются…»
Андре Моруа
Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр
преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас…»
Фридрих Шиллер
Своими истоками театр уходит в глубокую,
доисторическую древность с ее религиозными обрядами, ритуалами, мистериями,
играми и танцами, в которых почти всегда содержался драматический элемент.
Развитие театральных форм, приближенных к
современному театру, зародилось в Древней Греции. Драма - род и жанр
литературы, стоящий в одном ряду с эпосом и лирикой. Специфика драмы
заключается в том, что она, как правило, предназначена для постановки на сцене.
Мастерство актера, мизансцены, декорации, музыка, звуковые и световые эффекты
помогают воплотить драматический замысел автора произведения на театральной
сцене.
В истории литературы и театра драмы
подразделяются на два основных вида - те, где в центре находятся внешние
перипетии и событийные коллизии судьбы героя, и те, где движущим началом
сюжета, действия выступает внутренний мир героя.
Ричард Бринсли Шеридан (30 октября 1751 - 7 июля
1816) - крупнейший британский драматург - сатирик XVIII века. Творчество
Шеридана завершает собой историю развития английской комедии эпохи Просвещения.
Шеридан рано добился громкого успеха и
восхищения всей Англии как комедиограф. В 25 лет он стал директором лучшего в
Лондоне театра Друри-Лейн. 17 января 1775 года в театре Ковент-Гарден была
поставлена комедия Шеридана «Соперники. На премьере спектакль успеха не имел.
Но Шеридан не сдался. В течение десяти дней почти круглосуточной работы он
переделал пьесу. 28 января 1775 года занавес Ковент-Гардена закрылся под бурные
рукоплескания публики. Шеридан стал признанным драматургом.
Шедевр Шеридана - комедия «Школа злословия» была
впервые показана публике 8 мая 1777 года. Премьера этого спектакля стала
центральным событием театральной жизни Лондона всей трети XVIII века. 30
октября 1779 года Шеридан поставил свою последнюю комедию - «Критик», также
имевшую большой успех. Лишь двадцать лет спустя он вернулся к драматургии, написав
пьесу «Писсарро» (1779).
Шеридан Р.Б. Школа злословия // Ричард Бринсли Шеридан. Драматические
произведения. – Москва, 1956. – С. 259 – 352.
«Школа злословия» прочно вошла в число тех вечных пьес, которые
исчезают из репертуара одного театра, чтобы тут же появиться на сцене другого.
Искусство комедиографа раскрывается в нескольких мастерски поставленных сценах.
Непредвиденные повороты в развитии действия, эффектные смены декораций и
персонажей, фейерверк острот придают пьесе особый блеск. Напряженный интерес
поддерживается до последней сцены, которая тоже заключает сюрприз…
Пьеса «Школа Злословия» на английском языке впервые издана в Дублине
без разрешения автора в 1777 году, а затем последовали дублинские издания 1781
и 1782 годов.
Жанр - комедия
Режиссер - Абрам Роом
Год - 1952
Фильм-спектакль по одноимённой комедии Ричарда Шеридана. Автор отходит в этой пьесе от традиционного для XVIII века сентиментализма. В произведении есть уже многие черты реализма драматургии XIX века.
Оскар Уайльд (16 октября 1854 - 30 ноября 1900)
- всемирно известный британский
писатель, драматург, критик. Популярность Оскара Уайльда феноменальна. Его имя
знает весь мир, и все новые и новые поколения читателей восхищаются его произведениями.
Начало литературной деятельности Уайльда
приходится на 1881 год, когда он выпустил за свой счет сборник стихотворений. В
1883 году была поставлена первая пьеса Оскара Уайльда «Вера, или Нигилисты». В
1888 году выходит сборник его сказок «Счастливый принц» и другие сказки» -
первая из книг писателя, привлекшая внимание критики и интерес широкого круга
читателей. В 1891 году писатель создает психологический роман «Портрет Дориана
Грея», принесший ему мировую славу.
Продолжая традиции английской комедии эпохи
Реставрации, Оскар Уайльд создает остроумные, изящные пьесы: «Веер леди
Уиндермир» (1892), «Женщина не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж»
(1895), «Как важно быть серьезным» (1895).
Уайльд О. Веер леди Уиндермир: пьеса // Оскар Уайльд. Портрет Дориана
Грея: роман, пьесы, повести, сказки, афоризмы. - Москва, 2001. - С. 358 - 422.
Премьера пьесы «Веер леди Уиндермир» состоялась 22 февраля 1892 года в
театре Сент-Джеймс. Постановка имела феноменальный успех и обошла сцены многих
театров мира. Рукопись пьесы сохранилась до наших дней и находится в
Мемориальной библиотеке Уильяма Эдрюса Кларка в Калифорнийском университете в
Лос-Анджелесе.
Жанр - драма
Режиссер - Тони Смит
Год - 1985
Экранизация одноименной пьесы Оскара Уайльда. Можно снести любые невзгоды - они приходят извне, они дело случая. Но страдать за собственные ошибки - это самое печальное, что может быть в жизни…
Эдмон Ростан (1 апреля 1868 - 2 декабря 1918) -
блестящий драматург, которому было суждено на рубеже XIX - XX веков возродить
традиции французского романтического искусства. В двадцать шесть лет к молодому
драматургу приходит первый огромный успех, вызванный постановкой «Романтиков»
на сцене «Комеди Франсез».
Славу созданных им пьес - «Принцесса» (1895),
«Орленок» (1900), «Шантеклер» (1910) - затмила героическая комедия «Сирано де
Бержерак», впервые поставленная в парижском театре «Порт-Сен-Мартен» 27 декабря
1897 года. Герой ее - французский поэт и философ XVII века, известный остроумец
и дуэлянт. Этому произведению 29-летнего автора было суждено стать одной из
самых играемых пьес мирового театра. Ростан получает орден Почетного легиона и
его избирают во Французскую академию, где он становится самым молодым
академиком. Об известности Ростана можно
судить по одному факту: о работе над пьесой «Шантеклер» было объявлено уже за
пять лет до ее постановки, и все эти годы общество будоражили слухи о грядущем
шедевре. В 1913 году автору было суждено увидеть тысячное представление
героической комедии «Сирано де Бержерак».
Блистательный александрийский стих в сочетании с пронзительной любовной
интригой сделали героическую комедию Э. Ростана любимой многими поколениями
читателей. Имя Сирано де Бержерака давно стало нарицательным, а Эдмон Ростан
вошел в плеяду самых знаменитых французских драматургов/
Ростан Э. Сирано де Бержерак: героическая комедия в пяти действиях в
стихах / пер. с фр. Е Баевской; послесл. М. Яснова; коммент. Е. Баевской, М.
Яснова. - СПб. : Азбука-классика, 2003. - 352 с.
Ростан ярко передал эпоху Сирано – он знал и многочисленные анекдоты,
связанные с его героем, и собственные его произведения. Уникальность
Сирано-писателя состоит в многомерности его таланта: Сирано де Бержерак
пробовал силы во всех жанрах литературы и оставил в наследство по одному
произведению со всех жанров, к которым обращался.
Перевод «Сирано де Бержерака», сделанный Е. Баевской, наиболее близок к
оригиналу и сохраняет канонические особенности александрийского стиха.
Жанр - драма
Режиссер - Жан-Поль Раппно
Год - 1990
Блестящий гвардейский офицер и знаменитый поэт Сирано де Бержерак влюблен в свою кузину Роксанну, о чем она даже не подозревает. Насколько Сирано храбр на поле битвы и в многочисленных дуэлях, настолько же робок в любви….
Бернард Шоу (26 июля 1856 - 2 ноября 1950) -
английский писатель, драматург, лауреат Нобелевской премии (1925).
Первая пьеса «Дом вдовца» была поставлена в
театре, когда Шоу исполнилось 36 лет, последнюю пьесу он написал за полгода до
смерти, в 93 года. А всего драматургом создано 56 пьес.
Первое признание пришло к Шоу из-за рубежа.
Большую роль в этом сыграл венский журналист Зигфрид Требитч, который перевел
пьесы Шоу на немецкий язык. Благодаря ему, в Вене поставили «Ученик дьявола», а
в Берлине – «Оружие и человек». После этого пьесы Шоу приобретают популярность
на всем европейском континенте и в США. В 1925 году Шведская Академия присудила
Бернарду Шоу Нобелевскую премию по литературе.
Шоу, Бернард. Пігмаліон: п'єса // Бернард Шоу. Вибрані твори. Т. 2 /
пер. з англ. - Київ, 2009. - С. 357 - 461.
«Пигмалион» - одна из самых
известных пьес Бернарда Шоу, написанная в 1912 году. Оригинальность, остроумие
и демократический дух пьесы, отражавшей глубокие и острые социальные проблемы,
обеспечили ей огромную популярность во многих странах, пьеса пользуется успехом
и в наши дни. «Пигмалион» - это пьеса о чуде рождения человеческой личности,
связанного у Шоу с овладением человеком силой слова, дарующей ему ясное
сознание и способность ориентироваться в самых запутанных житейских ситуациях.
Жанр - мюзикл, драма
Режиссер - Джордж Кьюнор
Год – 1964
Знаменитый профессор Генри Хиггинс заключает пари со своим другом, что сможет обучить уличную цветочницу Элизу правильной речи и хорошим манерам и выдать ее за настоящую леди…
Карел Чапек (9 января 1890 - 25 декабря 1938) -
известный чешский писатель. Он обладал поразительно многогранным дарованием.
Его перу была подвластна и проза, и драматургия, и поэзия, малые и крупные
литературные формы. Самые разнообразные жанры, стихия лирики и мастерство
остросюжетного повествования, стиль эссе и разговорного диалога. Он внес
немалый вклад в развитие мировой научно-фантастической литературы, социальной
фантастики. Именно Карелом Чапеком было пущено в обиход слово «робот».
Прозвучавшее впервые со сцены в пьесе Чапека «R.U.R.» (1920), оно вошло затем
во все языки мира и в международный научно-технический лексикон.
Его увлекательные произведения об искусственном
человеке-роботе или об открытии эликсира жизни, об использовании атомной
энергии и многое другое не переносят читателя в даль грядущих веков, как это
чаще всего бывает в научно-фантастической литературе. Необыкновенные события
обычно вписаны в современность, что придает его произведениям совершенно особую
атмосферу.
Карел Чапек не относится к числу авторов,
которые не знают, как будет поставлено их произведение. Создавая свои драмы, он
имел очень ясное и конкретное представление, для какого актера или актрисы их
пишет…
Когда он впервые читал в своей квартире
«Средство Макропулоса», то пригласил на читку только, тех, кого он
непосредственно имел в виду, работая над образами отдельных персонажей.
Премьера пьесы «Средство Макропулоса» состоялась в Городском театре на
Краловских Виноградах в Праге 21 ноября 1922 года.
Чапек, Карел. Средство Макропулоса: пьеса // Карел Чапек. Гордубал.
Пьесы / пер. с чешск.; ил. М. Клячко. - Москва, 1986. - С. 223 - 251.
«В этой комедии мне… хотелось сказать людям нечто утешительное,
оптимистическое. В самом деле: почему оптимистично утверждать, что жить
шестьдесят лет - плохо, а триста лет - хорошо?»
Жанр – комедия
Режиссер – Майя Маркова
Год – 1978
Средство Макропулоса - элексир долголетия, возможность обладания которым становится для героев пьесы испытанием их человеческой состоятельности. Спектакль завершается несколько неожиданно: бессмертие, оказывается, не так уж заманчиво…
Николай Васильевич Гоголь (1апреля 1809 - 4
марта 1852) - признанный классик мировой литературы.
Любовь к театру сопровождала Гоголя всю жизнь.
После создания знаменитых «Вечеров на хуторе близ Диканьки» писатель мечтает
написать комедию. Николай Васильевич Гоголь начал работу над комедией
«Женитьба» в 1833 году. Первоначально она носила название «Женихи», ее действие
происходило в деревне и определялось главным образом соперничеством нескольких
женихов. Затем комедия неоднократно перерабатывалась. Впервые она была
опубликована в 1842 году в Сочинениях Николай Гоголя, том IV. Премьера состоялась
в петербургском Александринском театре 9 декабря 1842 года.
Гоголь Н.В. Женитьба: комедия // Н.В. Гоголь. Собрание сочинений: в
7-ми тт. Т. IV. - Москва, 1985. - С. 91 - 146.
Дворянин, надворный советник, экспедитор Иван Кузьмич Подколесин
намерен жениться. С этой целью он обращается к свахе Фекле Ивановне. В то же
время купеческая дочь Агафья Тихоновна хочет выйти замуж. Но ей важно, чтобы
жених был дворянином. Она тоже обращается к Фекле Ивановне…
Жанр - комедия
Режиссер - Виталий Мельников
Год - 1977
Фильм снят по сюжету одноименной пьесе Н. В. Гоголя.
Агата Кристи (15 сентября 1890 - 12 января 1976)
- английская писательница, всемирно признанная «королевой детектива». Ее перу
принадлежат 68 романов, 17 пьес и множество рассказов, издававшихся огромными
тиражами во всех странах мира. Более миллиарда книг Агаты Кристи издано на
английском языке и примерно такое же количество переводов ее произведений на
другие языки. В 1958 году Агата Кристи была избрана президентом английского
Детективного клуба и оставалась на этом посту до конца своих дней. За
литературные заслуги ей был пожалован дворянский титул. Созданные Агатой Кристи
персонажи: детектив-профессионал Эркюль Пуаро и наделенная удивительной
интуицией и наблюдательностью Джейн Марпл - завоевали широчайшую популярность.
Многие романы Кристи экранизированы, по ним ставятся спектакли, неизменным
успехом пользуются ее пьесы.
24 ноября 1852 года в лондонском театре
«Амбассадор» состоялась премьера детективной пьесы Агаты Кристи «Мышеловка»
«Это такая пьеса, на которую можно привести кого угодно, она не очень-то
страшна», - говорила «королева детектива». Впервые пьеса появилась в 1947 году
как короткий радиоспектакль под названием «Три слепых мышонка». Постановка была
создана к восьмидесятилетию Королевы Марии по её личной просьбе. Пьеса была
переведена на 23 языка и поставлена более чем в 40 странах мира.
Кристи А. Мышеловка: сборник. - Москва : Книжная палата, 1991. - 415 с.
- (Популярная библиотека).
Спектакль по пьесе Агаты Кристи «Мышеловка» давно стал своего рода
памятником. Этот детектив побил все мыслимые и немыслимые рекорды. Пьеса была
поставлена на сценах 16 000 раз. Существует клуб «Мышеловка» для всех, кто имел
какое-либо отношение к постановке, рестораны и отели под тем же названием.
Когда «Мышеловка», написанная первоначально как рассказ, была инсценирована,
никто не предполагал, что она войдет в историю мирового театра.
Жанр - детектив
Режиссер - Самсон Самсонов
Год - 1990
Криминальная история вписана в обыденную жизнь преуспевающих, внешне
вполне благополучных людей. Прошлое возвращается…
Немає коментарів:
Дописати коментар
Надеемся на комментарии