«Природа живет в своих творениях. Это великий художник! Без малейшего усилия она достигает высшего совершенства…»
Иоганн Вольфганг фон Гете
История зарождения ландшафтного
зодчества насчитывает тысячелетия и уходит своими корнями в далекие времена
Персии, Египта, Ассирии и Китая.
Садово-парковое искусство
развивалось во взаимодействии с философией, литературой, музыкой, живописью,
градостроительством, архитектурой, народными традициями, экологией… Сады и
парки выражали изменяющееся в каждую эпоху отношения человека к природе.
Древнеперсидский парк был насыщен
розами, птицами, фонтанчиками, небольшими затененными водоемами и
символизировал рай на Земле. Великолепные сады украшали города Древней
Месопотамии. Известно, что еще в XXII веке до нашей эры, в правление шумерского
царя Гудеа, создавались виноградники, окруженные живыми тростниковыми
изгородями.
Но особую славу обрели вавилонские
висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками
Диордором, Страбоном и Геродотом. По примеру Вавилона висячие сады создавались
в Древнем Египте, Греции, Риме.
Во время расцвета эллинских
городов в них создавали гимнасии – места для публичных собраний, где юноши
занимались гимнастическими упражнениями или встречались для философских бесед.
Одна из школ, именовавшаяся Лицеем, также находилась на открытом воздухе в
аллеях-перипатеях среди платанов, а учеников ее прозвали перипатиками – прогуливающими.
Сад Лицея славился растениями, привезенными Александром Македонским из Италии,
Персии и Египта в подарок Аристотелю, своему учителю и наставнику.
В Древнем Риме было несколько
типов садов: сад-огород, фруктовый сад, розарий, декоративный сад, платановая
роща, миртовая роща. Наиболее известными были парки правителей Марка Антония и
Юлия Цезаря. Особое место занимало цветочное оформление. Преимущество
отдавалось розе, которую выращивали и зимой в оранжереях.
Сады в эпоху Средневековья
являлись частью дома, замка или монастыря. Сад являлся важной частью жизни
средневековой знати. Карл I Великий, король франков и лангобардов, своим
рескриптом 812 года указал, какие растения должны произрастать в его садах.
Список включал около 60 видов цветов и декоративных растений. Спустя столетия
эти сады стали известными парками.
Сады в эпоху Ренессанса
создавались на основе сведений об античных садах, развивались от изолированных
пространств до парков, где гармонично сочетались природа и искусство. Особый
стиль итальянского садоводства появился во Флоренции. Здесь возрождались
античные парки платоновской Академии и аристотелевского Лицея. В них собирались
ученые, философы, художники и поэты.
Сады при виллах знати обычно
устраивались на холмах и строились, как ряд террас. Цветники напоминали ковры
или причудливые вышивки. В главную композицию вписывались фонтаны с водными
каскадами и лестницы.
В эпоху Барокко сады и парки
украшаются шутливыми фонтанами, павильонами, гротами, бельведерами,
скульптурами, лестницами… Эффект создавался за счет контраста камня и вечной
зелени. Один из великолепных ансамблей в стиле барокко – парк Шенбрунн в Вене.
В XVII столетии Италия, игравшая
ведущую роль в европейском искусстве, передала пальму первенства Франции.
Пышность и причудливость стиля барокко выразилась в создании композиции из
подстриженных деревьев разной высоты, бассейнов вычурной формы, цветников
затейливого рисунка, богато оформляющих партеры. В это время создаются
удивительные по красоте дворцово-парковые ансамбли в Во - ле - Виконте, Версале, Марли, Сен - Клу…
Английский пейзажный стиль
утверждается в садово-парковом искусстве на протяжении XVIII - XIX веков. В
Англии и по всей Европе создаются пейзажные парки. При проектировании
пейзажного парка главной задачей ставилось сохранение живописности местного
ландшафта. Особенностью стиля было появление многочисленных садовых построек и
малых архитектурных форм.
Конец XIX – начало ХХ века
считается золотым веком садово-паркового искусства. Характерная черта XIX
столетия – увлечение экзотическими растениями, из-за чего даже частные парки
приобретали сходство с научными ботаническими садами. В моду вошли альпийские
горки, а также участки, засаженные растениями из Китая, Японии, Южной Америки…
Делаются первые попытки реставрации
садов и парков - памятников истории. В ХХ - XXI веке сад и парки стали не
просто полем для самовыражения – они коренным образом изменили представления
людей об окружающем ландшафте. Приобрел актуальность вечный вопрос поиска
гармонии между творением архитекторов и природой.
Андре Ленотр (1613 - 1700) -
французский архитектор, один из лучших мастеров садово-паркового искусства.
Родился Андре Ленотр 12 марта 1613 года в Париже. Его дед Пьер был старейшиной
крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он принимал участие в устройстве
садов в Тюильри, вместе с сыном Жаном обустраивал усадьбы французских королей.
Юный Андре учился законам перспективы и оптики в студии
Симона Вуэ, занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое
искусство изучал под руководством отца, главного садовника Тюильри. С 1637 года
Ленотр - главный садовник парка Тюильри, с 1657 - «генеральный контролер
строений» короля Людовика XIV.
Началом творчества Андре Ленотра,
как проектировщика послужило строительство замечательной загородной резиденции
Во - ле - Виконт министра финансов Фуке около городка Мелен. План парка в Во -
ле - Виконте отличается предельной строгостью и цельностью. По своему
назначению парк был рассчитан на большое количество посетителей и эффектные
праздники. Первый знаменитый праздник в Во - ле - Виконте после окончания всех
работ стал триумфом Ленотра и у него появилась возможность сделать блестящую
карьеру.
В 1661 году Ленотр вместе с архитектором Лево начинает
проектировать знаменитый
дворцово-парковый ансамбль в Версале. Андре Ленотр поставил себе задачу –
связать архитектурные сооружения с окружающей природой. Он создал поразительный
по красоте и грандиозности парк, который оказал влияние не только на развитие
ландшафтного искусства, но и на градостроительство. По сей день тысячи людей
всех национальностей и сословий посещают этот прославленный ансамбль. За свою
долгую жизнь Андре Ленотр создал и реконструировал целый ряд парковых композиций.
Проекты
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах
(1656 - 1723) - австрийский архитектор, основоположник и ведущий мастер
габсбургского барокко. Родоначальник архитекторской династии Фишеров фон
Эрлахов.
Среди наиболее важных проектов
Эрлаха - императорский дворец Шенбрунн, Зимний дворец Евгения Савойского,
дворец Клам-Галласов в Праге, мавзолей Фердинанда II в Граце, здание манежа в
Хофбурге и ряд барочных церквей в Зальцбурге, перепланировкой которого он
занимался.
На юго-западной окраине Вены
расположился Шенбрунн - наиболее выдающееся творение величайшего зодчего. В
своем мастерстве он превзошел почти всех итальянских архитекторов, работавших в
то время в Вене и в Южной Германии.
Фишер фон Эрлах составил альбом
гравюр с архитектурными проектами и фантазиями под названием «Историческая
архитектура». В этом альбоме собраны архитектурные мысли автора по возведению
дворцов – летних резиденций.
Замок Шенбрунн должен был занимать
самую высокую точку местности, от его фасада должен был открываться
величественный вид на лежащие перед ним парки с террасами, водоемами и аллеями.
В 1569 году на месте нынешнего
дворца располагался охотничий замок австрийских императоров. Когда здесь нашли
Шенер – Бруннер («Прекрасный источник»), по его имени стало называться и все
поместье. Во время турецкой осады 1683 года замок был сожжен, а через пять лет
император Леопольд I решил выстроить в этих краях резиденцию для своего сына –
будущего императора Иосифа I.
По его заказу Фишер фон Эрлах и
исполнил проект, по которому пять огромных террас, замкнутых стенами, аркадами
и фонтанами, должны были подниматься к венчающему холм дворцу. Но Фишеру фон
Эрлаху не удалось выполнить свой грандиозный замысел. По приказу императора
Шенбрунн был выстроен у подножия холма. По второму проекту возвышенность была использована
для паркового сооружения, известного под названием Глориетта.
Жан-Батист Александр Леблон (1679
- 1719) - французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716
по 1719 года - главный архитектор Санкт-Петербурга. Родился в 1679 году во
Франции, в семье королевского придворного живописца и гравера, Жана Леблона.
Леблон наряду с Робером де Коттом и Пьером Лепортом является основоположником
стиля Регенства - историко-регионального художественного стиля во французском
искусстве начала XVIII века. Первыми учителями Леблона были его отец и дядя
Жирар - архитектор, состоявший в должности управителя герцога Оранского.
Ж.-Б. А. Леблон приобрел широкую
известность в 1700 -1710 года, исполнив рисунки для «Истории королевского
аббатства Сен-Дени». В 1709 г. в трактате М. Дезалье д’Аржанвиля-отца «Теория и
практика садового дела», который в XVIII столетии служил одним из
основополагающих руководств, Леблон поместил главу, посвященную планировке и
декоративному убранству садов, а также исполнил все иллюстрации.
В 1715 году Леблон был приглашен
Петром I в Петербург, чтобы занять должность генерал - архитектора, человека,
который буквально отвечал за строительство новой столицы. Он прибыл в Петербург
5 августа 1716 года…
Проекты
Не всегда сады и парки разбивались
профессиональными архитекторами и садовниками, иногда и сами владельцы
принимали участие в их создании, оставляя яркий след индивидуальности на своем
творении.
Феликс Михайлович де Рибас
(1769-1845) - боевой офицер, дипломат, меценат. Младший брат основателя Одессы
Иосифа де Рибаса.
Родился в Неаполе в семье выходца
из Испании, потомственного испанского дворянина Дона-Мигеля де Рибаса-и-Бухонса
и родовитой ирландки Маргариты Планкет. В 1797 году, выйдя в отставку в чине
премьер - майора, Феликс де Рибас окончательно поселяется в Одессе и сразу же
включается в жизнь зарождающегося будущего прекрасного города.
Увековечил свое имя Феликс де
Рибас бесценным подарком одесситам - знаменитый Городской сад, одно из
красивейших мест в Одессе, был создан именно им и безвозмездно передан городу.
Феликс де Рибас получил разрешение
на право владения двумя десятинами земли возле своего дома. Первыми деревьями,
прижившимися в его саду, стали акации, которыми и сегодня усажены практически
все главные улицы города. Феликс де Рибас заказывал саженцы, семена различных
растений в Италии, Испании…Сад разрастался, ухаживать за ним становилось все
сложнее, требовалось нанимать садовников, прокладывать гидросооружения для
полива. 10 ноября 1806 года сад перешел в собственность города.
Антонио Гауди (1852 - 1926) -
выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель
органической архитектуры в европейском модерне. Антонио Гауди выработал новые представления об архитектуре,
черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства
пространственной геометрии.
Антонио Гауди родился 25 июня 1852 года в городе Реусе,
недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков.
С 1868 года проживал в Барселоне, где в 1873–1878 года занимался в Высшей
технической школе архитектуры. Гауди
изучал различные ремесла - столярное дело, ковку металлов … - в
мастерской Э. Пунти.
В 1883 году Антонио Гауди знакомится с текстильным
магнатом Эусебио Гуэлем, который стал для него не только основным заказчиком и
покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет архитектор проектировал для
его семьи все необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков
и парков.
Парк Гуэль (1900 – 1914) был
задуман, как город-сад. Парк
представляет собой сочетание садов и жилых зон, площадь парка составляет 17,18
га.
Творения Антонио Гауди,
выполненные в причудливо-фантастическом стиле на стыке модерна и готики,
получили всемирную известность. Семь из них внесены в список Всемирного
наследия ЮНЕСКО.
Волкова С. «Экзотик» в Монако:
удивительный сад маленького государства // Ландшафт. - № 3. – 2010. – С. 204 –
207.
Удивительное государство Монако
восхищает своей неординарной красотой. Уникальный парк «Экзотик» расположился
на склоне утеса с незабываемым видом на Монако и Итальянские и Французские
Ривьеры. Этот растительный рай представляет более одной тысячи видов суккулентов
и необычных тропических растений…
Итальянские сады и парки / авт. –
сост. Ю.В. Белочкина; худож. – оформитель С.И. Правдюк. – Харьков : Фолио,
2011. – 219 с. – (Приусадебное садоводство).
Италия – страна достойная
восхищения. Прекрасны ее горы, моря, города, а еще виллы и сады. Если вам по
душе элегантный парк в итальянском стиле или уединенный поэтический уголок с
фонтанчиками, барельефами, причудливыми растениями, эта книга для вас. С ее
помощью вы сможете создать на своем участке итальянский парк в миниатюре…
Каминская Т. Канада. Сад Бутчарт:
европейское чудо прекрасной Британской Колумбии // Ландшафт. - № 2. – 2001. –
180 – 183.
Северная Америка. Страна дикой
первозданной природы, неприступных Кордильер и сурового климата. Именно там, в
начале ХХ века семья переселенцев Бутчарт решила основать ландшафтный парк в
лучших традициях Старого Света, разбив его в живописнейшем месте с поэтическим
названием Прекрасная Британская Колумбия…
Родічкіна О.І. Старовинні маєтки
України: книга-альбом / О.І. Родічкіна. – Київ : Мистецтво, 2016. – 384 с., іл.
– Текстівки англ., рез. англ. і рос.
У виданні повно і всебічно
розглядається історія розвитку старовинних маєтків і садиб, садів і парків від
середньовіччя до початку ХХ століття на території України. Багатий образотворчий
матеріал, свідчення мемуаристів, архівні дослідження, поетичні рядки дають
можливість відчути зв’язок епох, оцінити працю видатних творців
палацово-паркових ансамблів, ознайомитися як з широковідомими маєтками та
парками України, так і з тими, що не збереглися до нашого часу.
Серикова Г.А. Современный
ландшафтный дизайн сада: планы, обустройство, виды растений, советы / Г.А.
Серикова. – Харьков : Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород : ООО
Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2014. – 144 с.; ил.
Давно прошло то время, когда само
понятие «ландшафтный дизайн» представляло собой одну из составляющих высокого
садово-паркового искусства, когда казалось совершенно невозможным воплотить,
что-либо подобное на собственном, часто небольшом участке. В настоящее время
главной задачей ландшафтного дизайна считается создание красоты и гармонии в
комплексе с удобством использования инфраструктуры зданий и окружающей природы.
Сокольская О.Б. История
садово-паркового искусства. – Москва : ИНФРА – М, 2004. – 350 с., ил.
Освещены исторические,
социально-экономические пути и направления развития садово-паркового искусства,
а также связь с градостроительством и архитектурой. Представлены основные
стилистические направления и их влияние на современные концепции ландшафтной
архитектуры.
Кизилова М. Во – ле – Виконт:
[История создания дворца и парка] // Ландшафт. – № 1. – 2011. – С. 200 – 203.
Во – ле – Виконт – хрестоматийная
классика ландшафтной архитектуры. Расположен в окрестностях Мелена, в 55 км к
юго-востоку от Парижа. Франция XVII век…
Пройдите тест
Знаменитые парки мира
Инструкция
Пройдите тест
Инструкция
ПРОШЛА ТЕСТ НА "5"!!!
ВідповістиВидалити