Годы, десятилетия, века… Каждая эпоха имеет свой неповторимый образ.
Бурный XVIII век подходил к своему завершению, его стремительность с вошедшими
в моду путешествиями, капризно меняющимися архитектурными стилями от барокко к
рококо, от рококо к классицизму, непостоянство моды – все преображало внешний
облик жителей Европы.
Стремительность времени сменила один
век другим, исключительно нацеленным на развитие человека как личности. XIX век
– культурно-историческая эпоха, которая отразила глубокие изменения в истории
развития общества и представлениях о природе человека. Гуманистические
устремления писателей XIX века опирались на великие завоевания просветителей,
открытия романтиков, крупнейшие достижения естественных наук.
1836 год. К этому времени Александр Сергеевич Пушкин
написал роман в стихах «Евгений Онегин» и «Повести Белкина». А Николаю
Васильевичу Гоголю принесли успех знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Самым замечательным явлением в
истории развития культурной жизни Одессы тридцатых годов XIX века было издание
первых литературных альманахов, где публиковались произведения Е.П. Гребенки,
М.Ю. Лермонтова, П.А. Вяземского и других известных писателей того времени.
В начале 30-х годов вступает в
литературу У. Теккерей. В 1833 году начинает работу над «Очерками Боза», своим
первым произведением, Ч. Диккенс – крупнейшие представители блестящей плеяды
романистов Англии.
Именно в 30-40-е года создаются самые
романтические произведения французских писателей – Жорж Санд, Альфред де Мюссе,
Эжен Сю, Александр Дюма…
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
– создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», героического
«Тараса Бульбы», автор поэмы «Мертвые души», комедий и повестей…
Вершиной творчества Н.В. Гоголя как
драматурга стала пьеса «Ревизор». Начало работы над пьесой определяется его
письмом к Александру Сергеевичу Пушкину от 7 октября 1835 года с просьбой дать
«какой-нибудь сюжет»: «Духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет
смешнее черта…» Пушкин подсказал Гоголю сюжет, где приезжего чиновника ошибочно
принимают за ревизора…
В воскресенье 19 апреля 1836
года газета «Санкт-Петербургские
ведомости» извещала своих читателей: «Зрелище сего дня, 19 апреля, на
Александринском театре, в первый раз, «Ревизор – оригинальная комедия в 5
действиях…». К семи часам Александрийский театр стал заполняться зрителями…
Первыми исполнителями роли
Городничего были замечательные актеры Иван Сосницкий и Михаил Щепкин. Сосницкий играл Сквозника-Дмухановского на
премьере в Александринском театре. Через
месяц, 25 мая 1836 года, состоялась премьера «Ревизора» в Москве, в Малом
театре, где роль Городничего исполнил Щепкин. По отзывам многих современников,
Щепкин-Городничий был само совершенство. В 1838 году оба актера поменялись
местами: Щепкин выехал на гастроли в Петербургский Александринский театр, в то
время как Сосницкий выступал на сцене Малого театра в Москве. Это дало повод
для сравнения игры двух исполнителей роли Городничего.
Гоголь Н.В. Ревизор: комедия в пяти
действиях / предисл. В.И. Немировича-Данченко; послесловие А. Архипова; рис. А.
Константиновского. – М.: Детская литература, 1956. – 128 с.
2 марта 1836 года «Ревизор» был
разрешен для постановки на сцене, а 13 марта Гоголь получил разрешение печатать
комедию. На сцене и в печати пьеса появилась одновременно – 19 апреля.
Еще при жизни Гоголя «Ревизор»
получил известность за рубежом. Комедия переведена на многие языки мира. По мотивам «Ревизора» поставлен итальянский
фильм «Инспектор инкогнито» В январе 1966 года с большим успехом состоялась
премьера «Ревизора» на сцене королевского Шекспировского театра в Лондоне.
«Ревизор» поставлен также в варшавском театре «Народовы», в будапештском
национальном театре, в дакарском национальном театре (Сенегал), В Италии в
театральном коллективе «Творчество»…
Ревизор (телеспектакль)
Жанр – комедия
Режиссер – Валентин Плучек
Страна - СССР
Год – 1982
Действие происходит в небольшом
провинциальном городке. Городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского
кто-то предупреждает о скором прибытии в город столичного ревизора; известие
повергает в панику привыкших к злоупотреблениям чиновников. Господа Бобчинский
и Добчинский обращают внимание на странного постояльца местной гостиницы,
молодого человека по фамилии Хлестаков, и легко убеждают городничего в том, что
это и есть ревизор…
Ревізор (вистава)
Одеський український театр ім. В. Василька
Автор п’єси – Микола Гоголь
Переклад – Остапа Вишні
Режисер-постановник – заслужений артист України Юрій
Одинокий
Жанр – комедія на 2 дії
Прем’єра – квітень 2003 року
Вистава «Ревізор» Одеського академічного українського
музично-драматичного театру ім. В. Василька розкриває нові змісти в цьому
класичному творі.
Вистава «Ревізор» — переможниця конкурсу «Твої імена,
Одесо!» в номінації «Краща театральна вистава року» (2003 р.).
Виставою «Ревізор» театр брав участь в ХI Міжнародному
театральному фестивалі «Мистецьке березілля. Лідери» (2003 г.).
Чарльз Джон Хаффем Диккенс (1812-1870) – классик английской литературы, один из величайших юмористов.
Творчество Диккенса – целая эпоха в развитии национальной культуры Англии.
Творческое наследие писателя – 15 романов, несколько книг очерков, повестей,
рассказов также ряд пьес.
Первые произведения Диккенса увидели
свет после того, как мировую известность завоевали лучшие творения английских
романистов – Вордсворта, Кольриджа, Байрона, Шелли.
Создание и публикация «Записок
Пиквикского клуба» имеет свою, не совсем обычную историю.
10 февраля 1836 года известные
издатели Чемпен и Холл предложили Диккенсу стать автором текста к рисункам
художника Роберта Сеймура. В то время существовала традиция выпускать «Истории
в рисунках с продолжением». Сеймур решил создать серию рисунков о приключениях
членов выдуманного им «Клуба Нимрода», а Диккенсу предстояло вести рассказ об
этих смешных джентльменов. Но Диккенс обратился к издателям, убеждая их в том,
«что было бы гораздо лучше, если бы гравюры естественно возникали из текста…».
Получив согласие издателей, Диккенс придумал своего Пиквика и написал текст к
первому выпуску. Роберт Сеймур нарисовал к нему иллюстрации.
Диккенс Ч. Посмертные записки
Пиквикского клуба: роман в 2-х тт. Т. 1 (гл. I – XXVIII) /пер. с англ. А.
Кривцовой и Е. Ланна; вступ. ст. Н. Михальской; коммент. Е. Ланна; ил. Р.
Сеймура и «Физа» (Х.Н. Брауна). – М.: Правда, 1990. – 448 с., ил.
Начав работу над «Записками Пиквикского
клуба» 18 февраля Диккенс должен был сдать текст первого выпуска в самом начале
марта, а в конце марта необходимо было закончить второй выпуск. Сроки жесткие,
но Диккенс никогда их не нарушал. 31 марта 1836 года читатели познакомились с
первым выпуском «Записок», начиная с
этого времени ежемесячно – вплоть до октября 1837 года – выходили последующие.
Диккенс приурочивал описываемые им
происшествия к определённым временам года, к датам календаря. Открывая выпуск в
сентябре, читатель узнаёт, что происходило с героями в августе, а в марте — о
том, что они делали в феврале. Но в самый разгар начавшейся так дружно и
слаженно работы Роберт Сеймур внезапно умер. Это случилось в апреле 1836 года.
Художник Хэблот Браун, выступавший под псевдонимом «Физ», довел работу над
«Записками» до конца. Облик Пиквика был сохранен на рисунках Физа, бережно
отнесшегося к рисункам предшественника. Так «Записки Пиквикского клуба» начали
свою жизнь…
Записки Пиквикского клуба (телеспектакль)
Жанр – комедия, музыкальный фильм, экранизация
Страна – СССР
Год – 1972
Первая половина XIX века. В центре
спектакля неунывающий, эксцентричный, наивный и трогательный мистер Сэмюэл
Пиквик и его друзья — забавные и милые чудаки, наблюдающие жизнь, и попадающие
в силу своей искренней наивности и простодушия в нелепые ситуации.
Жанр – драма
Режиссер – Брайан Лайтхил
Страна – Великобритания
Год – 1985
Фильм является экранизацией
одноименно произведения Чарльза Диккенса. Создателям удалось передать не только
все тонкости сюжета одной из самых знаменитых работ великого мастера, но также
сохранить его юмористический стиль. Главным героем является джентльмен,
отличающийся не только неподдельной наивностью, но также весьма обширным
жизненным опытом, который он смог приобрести, совершая путешествия по Англии. В
фильме удачно отражается нелепость и комичность многих ситуаций, участником
которых неизбежно становится главный герой и его друзья.
Надежда Андреевна Дурова (1783-1866)
- первая в русской армии женщина-офицер
(отставной штаб-ротмистр, георгиевский кавалер под именем Александр Андреевич
Александров) и замечательная писательница.
Много таинственного в мотивах,
заставивших ее некогда скрыть свой пол и вступить в действующую армию. В 1816
году Надежда Дурова вышла в отставку и года три прожила в Петербурге в доме
своего дяди. Затем она гостила у родственников в Пирятине, оттуда поехала к
отцу в Сарапул. С 1826 года она живет в Елабуге у своего брата А.В. Дурова,
который был назначен туда городничим. В 1836 году она поехала в Петербург с
намерением издать свои записки «Кавалерист-девица. Происшествие в России».
В том же году (1836) появились в 2-х
частях «Записки» под заглавием «Кавалерист-Девица». Они имели большой успех,
побудивший Дурову к сочинению повестей и романов. С 1840 года она стала
печатать свои произведения в «Современнике», «Библиотеке для чтения»,
«Отечественных записках» и др. журналах; затем они появлялись и отдельно
(«Гудишки», «Повести и рассказы», «Угол», «Клад»). В 1840 году вышло собрание
сочинений в четырёх томах.
Дурова Н.А. Избранное /сост., вступ.
ст. и примеч. В.В. Афанасьева. – М.: Сов. Россия, 1984. – 440 с., 1л. портр.,
ил.
В книгу вошли избранные произведения:
«Кавалерист-девица» - записки об Отечественной войне 1812 года, участницей
которой была Надежда Дурова, ее «Автобиография» и повесть «Павильон».
Альфред де Мюссе (1810-1857) –
французский поэт, драматург и прозаик, один из крупнейших представителей
литературы романтизма.
Первый стихотворный сборник
«Испанские и итальянские повести», вышедший в январе 1830 года, современники
поэта сравнивали с пением птицы-пересмешника. Мюссе выработал свой
индивидуальный стиль. Для него характерны свобода, естественность языка,
ясность мысли, построение стиха близко разговорной речи.
В июне 1833 года на обеде, устроенном
редактором журнала «Ревю де Монд», Альфред де Мюссе знакомится с уже знаменитой
к тому времени писательницей, автором двух нашумевших романов – «Индиана» и
«Валентина» - Жорж Санд. Встреча эта повлияла на всю дальнейшую жизнь Мюссе, на
все его творчество. У поэта было немало других избранниц, но ни одна из них не
сыграла такой роли в его духовном становлении, как Жорж Санд.
Истории любви Мюссе и Санд посвящены
десятки книг и статей. Они были созданы друг для друга, но вместе быть они не
могли. Весь литературный Париж знал о их примирениях и разногласиях. 6 марта
1835 года Санд тайно уехала в свой родной Ноан, и на этом история их любви
закончилась.
Сообщая Санд о своем намерении
описать их историю в романе, он говорил: «Я хочу воздвигнуть тебе алтарь, хотя
бы на собственных костях».
«Исповедь сына века» вышла в свет в
начале 1836 года. Мюссе написал обещанный роман – роман о том, как в душе
молодого человека, лишенного веры, просыпается настоящее чувство…
Мюссе А. Исповедь сына века. Новеллы.
Пьесы /пер с фр.; сост., вступ. ст., примеч. В. Мальчиной. – М.: Правда, 1988.
– 608 с.
В сборник вошли – знаменитый роман
«Исповедь сына века», новеллы («Эммелина», «Фредерик и Бернеретта», «Сын
Тициана» и др.) и пьесы («Прихоти Марианны», «Каприз» и др.). В этих
произведениях нашли выражение лучшие свойства писательской манеры Мюссе –
виртуозное мастерство психологического анализа, тонка ирония, умение
рассматривать судьбу отдельного человека в связи с историческими судьбами его
страны. Главная тема всех произведений Мюссе – любовь, однако «история любви»
всякий раз служит здесь решению философских и социальных проблем.
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837) – величайший классик русской литературы, поэт, драматург и прозаик.
С поэтом связана целая эпоха, узнаваемая по одному слову «пушкинская», о
которой судят не только по блистательным стихотворениям и поэмам, но и по его
прозаическим произведениям. «Капитанская дочка» занимает в творчестве Пушкина
особое место. Это последнее, завершенное и опубликованное при жизни писателя
прозаическое произведение, своеобразный итог идейных и творческих исканий. В
романе отразились достижения пушкинской прозы, выработанные в предшествующие
годы.
С середины 1832 года Пушкин работает
над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 годов.
Пушкин сумел получить материалы Секретной экспедиции Военной коллегии,
ознакомление с которыми существенно помогло ему при написании «Истории
Пугачева» и «Капитанской дочки». Многие материалы, привлеченные Пушкиным во
время работы над «Историей Пугачева», позволили дать художественное правдивое
описание событий пугачевского восстания в «Капитанской дочке».
Пушкин А.С. Капитанская дочка:
прозаические произведения /А.С. Пушкин; послесловие и примеч. Т.В. Надозирной;
художник-оформитель А.В. Кисель. – Харьков: Фолио, 2012. – 331 с.- (Б-ка
русской классики).
«Капитанская дочка» была напечатана
22 декабря 1836 года в четвертом номере пушкинского «Современника». Многие
писатели пушкинского времени были в целом единодушны в признании литературных
достоинств этого произведения.
По первоначальному замыслу героем
романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева.
Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на
фамилии Гринев…
Жанр – историческая драма
Режиссер – Владимир Каплуновский
Страна – СССР
Год – 1958
Дворянин Гринёв, отправляющийся на
военную службу, попадает в метель и, добравшись до постоялого двора, жалует
своего проводника Емельяна Пугачёва тулупом. Местом службы Гринёва оказывается
небольшая крепость…
Хорошо читается с мобильного устройства
ВідповістиВидалити