«Если хочешь познать самого себя, то посмотри, как делают это другие; если же хочешь других понять, то посмотри на свое собственное сердце!»
Фридрих Шиллер
В истории литературы каждой страны есть книги, которые
становятся символами своего времени, вбирают в себя мироощущение целой эпохи.
Гамлет,
Дон Кихот, отец Горио, Мартын Боруля, Джеймс Броуди, Анна Каренина, Эсмеральда
и многие другие классические образы мировой литературы созданы воображением
писателей, но в них воплощены черты человека определенной исторической эпохи,
социальной среды, неповторимого национального характера. Читатель воспринимает
эти персонажи как реальных людей, у которых своя неповторимая судьба…
Оноре де Бальзак (1799 -1850) — французский писатель,
один из основоположников реализма в европейской литературе. «Шагреневая кожа»
открывает период творческой зрелости Бальзака. Книга, написанная с великолепной
щедростью мысли и таланта, поражает универсальностью охвата жизни, широтой
философского замысла, разнообразием наблюдений.
Роман «Шагреневая кожа» входит в грандиозную
«Человеческую комедию» - эпопею, состоящую более чем из 90 романов, повестей,
рассказов, связанных общим замыслом и множеством персонажей. Поднятые в этих
произведениях темы не утратят своей актуальности никогда.
Первый отрывок из романа напечатан в декабре 1830 года, два
других – в мае 1831 года. Полностью роман был издан в двух книгах с
предисловием автора в Париже в августе 1831 года. Отдельные отрывки из романа
Бальзак публиковал в периодических изданиях еще до выхода романа в свет. Своему
произведению Оноре де Бальзак дал своеобразный графический эпиграф – черную
горизонтальную волнистую линию. Этот эпиграф взят из романа английского
писателя XVIII века Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».
Такого рода волнистую линию (только вертикальную) чертит концом своей палки
один из персонажей романа капрал Трим, выказывая этим свое суждение о
человеческой жизни.
Бальзак О. Шагреневая кожа. Эликсир долголетия. Поиски
Абсолюта /пер. с фр. Б.А. Грифцова; худож.- оформитель И.В. Осипов. – Харьков:
Фолио, 2009. – 507 с. – (Классика).
Сделка с дьяволом – этот вопрос интересовал не одного
писателя и не один из них уже ответил на него. А вдруг все можно повернуть так,
что ты окажешься в выигрыше? А вдруг в этот раз Судьба улыбнется тебе? А вдруг
ты станешь тем единственным, кому удастся перехитрить силы зла?.. Так думал
герой романа «Шагреневая кожа». Он проигрался в казино и уже готов был свести
счеты с жизнью, как вдруг судьба дала ему шанс: молодой человек получает кусок
шагреневой кожи, который может выполнить его любое желание. С одним условием –
при исполнении желания кожа уменьшается, и убывают дни его жизни. Так что же
это – дар судьбы или ее проклятие?..
Жанр – драма
Режиссер – Ален Берлинер
Страна – Франция
Год – 2010
Главный герой, молодой и честолюбивый Рафаэль де
Валентен, мечтает разбогатеть и прославиться. Он беден и живёт в съёмной
квартирке за счёт милосердной хозяйки и её дочери Полины, которой он изредка
даёт уроки фортепиано, лучшим средством для осуществления своих желаний, по его
мнению, является разум. Он активно и самозабвенно пишет, надеясь в скором
времени опубликовать сборник философских эссе о всех великих мыслителях под
общим названием «Теория воли». Однако издатель возвращает ему рукопись. Рафаэль
решает попытать удачу в светской среде общества…
Чарльз Джон Хаффем Диккенс (1812-1870) — английский писатель, классик мировой литературы. Не было ни одного крупного писателя XIX и XX веков, которые бы не испытали на себе магического влияния английского романиста.
Произведения Чарльза Диккенса, созданные в 60-е годы XIX
столетия, по своему тону несколько отличны от того, что было им создано в
предшествующие десятилетия. В них в какой-то мере воскресают бодрые,
жизнеутверждающие мотивы, вновь оживают юмор, шутка. К таким произведениям
относится роман «Большие надежды». Роман
публиковался в издаваемом Диккенсом еженедельном журнале «Круглый год» с
декабря 1860 по август 1861 года. Затем был издан отдельно. «Вы не будете
сетовать на недостаток юмора, как в «Повести о двух городах», - так писал
Диккенс своему другу Джону Форстеру, посылая ему первые выпуски «Больших
надежд».
Диккенс Ч. Большие надежды /пер. с англ. М.Ф. Лорие;
рисунки И. Кускова. – М.: Изд-во Детской литературы, 1958. – 408 с.
В этом романе Диккенс частично возвращается к своим более
ранним произведениям, в центре которых стоит фигура обездоленного маленького
героя, подверженного всем испытаниям суровой жизни. В романе переплелись судьбы
героев – маленького Пипа и гонимого всеми каторжника Абеля Мэгвича.
Криминально-авантюрная атмосфера романа усиливается еще сказочно-фантастическим
элементом. Судьба сталкивает Пипа с мисс Хэвишем, дом которой окружен тайнами…
Жанр – драма
Режиссер – Майк Ньюэлл
Страна – Великобритания - США
Год – 2012
Юный сирота Пип растёт в доме своей сестры, которая
постоянно его унижает. Однажды, на пути мальчика встречается беглый каторжник,
который изменяет всю его судьбу…
Всеволод Владимирович Крестовский (1840-1895) - русский поэт и прозаик, литературный критик,
журналист.
Еще в гимназические годы В.В. Крестовский начал писать
стихи. С семнадцати лет он стал
печататься. За всю свою жизнь
Крестовский написал множество очерков, рассказов, повестей, романов. Наибольшей
популярностью в то время из всего написанного пользовался его роман
«Петербургские трущобы».
В 1858 году
Крестовский становится свидетелем уличного происшествия, которое дала толчок к
замыслу большого романа «Петербургские трущобы». Созданию книги предшествовало
изучение судебных архивов, домов бедноты и воровских притонов с помощью
пристава К.К. Гаворовских и будущего начальника петербургской сыскной полиции
И.Д. Путилина. Использованы были и некоторые, известные современникам
скандальные и криминальные факты и случаи из светской жизни.
Первая публикация романа в журнале «Отечественные
записки» в 1864-1866 гг. принесла автору огромный успех. Отдельным изданием
роман вышел в 4 томах (1867) и выдержал несколько переизданий. Роман не просто
читали, им зачитывались.
Крестовский В. Петербургские трущобы (Книга о сытых и
голодных): роман: в 2-х кн. Кн. 1: Ч. 1-4: Старые годы и стары грехи; Новые
отпрыски старых корней; Два уголовных дела; Заключенники /вступ. ст. М.
Отрадина; подгот. Текста, примеч. Т. Орнатской. – Л.: Художественная
литература, 1990. – 704 с., 1 л. портрет.
Социально-авантюрный роман В.В. Крестовского – одно из
популярнейших произведений русской литературы XIX века. В основе сюжета –
история нескольких лиц, принадлежащих к различным слоям общества и связанных
между собой семейно-бытовыми отношениями.
Жанр – мелодрама, драма, история
Режиссер – Вадим Зобин, Марк Орлов, Леонид Пчелкин
Страна – Россия
Год – 1994
Картина поставлена
по мотивам романа «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского. Авторы фильма
использовали лишь начало литературного произведения, убрав всю социальную
проблематику романа, полностью переписав сюжетную канву и характеры главных
действующих лиц.
Арчибалд Джозеф Кронин (1896-1981) —английский писатель,
романист, завоевавший признание своими произведениями 30-х годов. Его детские годы прошли в небольшом
шотландском городке Кардроссе. В 1925 году Кронин получил звание «доктора
медицинских наук». Однако вскоре в связи с болезнью ему пришлось прервать
врачебную практику. Оторванный от повседневных обязанностей, он начал писать
роман. За короткий срок был написан его первый роман «Замок шляпочника»,
известный в русском переводе как «Замок Броуди». Роман увидел свет в 1831 году
и навсегда связал Кронина с литературной деятельностью.
Кронин А. Замок Броуди /пер. с англ. М.Е. Абкиной. –
Киев: Вища школа, изд-во при Киевском ун-те, 1989. – 5123 с., ил.
«Замок Броуди» считается одним из лучших произведений
писателя. В нем сочетается глубина социальных и психологических характеристик,
конфликтов и человеческих характеров. Центральным персонажем является Джеймс
Броуди, владелец магазина шляп, живущий в доме со своей престарелой матерью,
женой Маргарет, 24-летним сыном Мэтью и двумя дочками - семнадцатилетней Мэри и
двенадцатилетней Несси.
Джером Дейвид Сэлинджер (1919-2010) - американский
писатель. Его первый рассказ «Молодые люди» увидел свет в 1940 году. С того
времени многие американские журналы стали охотно публиковать рассказы молодого
писателя. В его историях мастерство писателя сочеталось с оригинальными
сюжетными поворотами, что всегда нравилось читателям, а в особенности
американским издателям, высоко ценившим занимательность и профессионализм.
Летом 1951 года Сэлинджер опубликовал самое знаменитое
свое произведение – «Над пропастью во ржи», который спустя несколько месяцев
был назван лучшим американским бестселлером. Успех был настолько велик, что
ошеломил не только критиков, но и самого автора.
Сэлинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи: роман, рассказы
/пер. с англ. Р. Райт-Ковалевой; предисл. А.М. Гаврилюк. – Львов: Вища школа,
изд-во при Львовском ун-те, 1986. – 200 с.
Сэлинджер выбрал форму романа-исповеди, самую
экспрессивную из возможных романных форм. Семнадцатилетний Холден Колфилд,
главный герой повествования, находясь на излечении в санатории для нервных
больных, рассказывает о том, что с ним произошло около года тому назад, когда
ему было шестнадцать лет. Автор знакомит читателя с героем в момент острого
нравственного кризиса, когда столкновение с окружающим оказалось для Холдена
невыносимым…
Селінджер, Джером Девід. Над прірвою у житі: повість
/перекл. З англ. О. Логвиненка; передм. Ю. Покальчука. – Київ: Котигорошко,
1993. – 192 с.
Перший переклад цього твору українською мовою вийшов під
назвою «Над прірвою у житі», що є аналогом назви російського перекладу («Над
пропастью во ржи»). Перевидання того ж перекладу 2010 року вийшло вже під
назвою «Ловець у житі», що є буквальним перекладом оригінальної назви
англійською.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Надеемся на комментарии