* * * 2018 * * * Рік охорони культурної спадщини * * * 2018 * * * Рік продовження розвитку української освіти * * * 2018 * * * Рік української мови в Німеччині та німецької мови в Україні * * * 2018 * * * Рік Божого слова в Україні * * * 2018 * * *

воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Шарль Ван Тенак. «Общая история Флота...». Из фондов библиотеки





В фонде нашей библиотеки есть редкая и красивая книга, сведения о которой настолько интересны и малоизвестны (на русском языке практически нет никаких сведений), что она достойна подробного описания и отдельного рассказа...



Книга на французском языке, издана в 1847 году в Париже в издательстве Эжена и Виктора Пено.


Charles Van Tenac. «Histoire générale de la marine; comprenant les naufrages célèbres, les voyages autour du monde, les découvertes et colonisations, l'histoire des pirates, corsaires et négriers, exploits des marins illustres, voyages dans les mers glaciales, guerres et batailles navales, jusqu'au bombardement de Tanger et la prise de Mogador par le Prince de Joinville. Éd.splendidement illustrée» 


Шарль Ван Тенак. «Общая история Флота, включающая знаменитые кораблекрушения, кругосветные путешествия, открытия и колонизацию, историю пиратов, корсаров и работорговцев, подвиги известных моряков, плавание в северных морях, войны и морские сражения до бомбардировки Танжера и взятия Могадора принцем де Жуанвиль»

Автор книги Шарль Ван Tенак (1798–18??) – высокопоставленный французский чиновник и журналист. Основатель в 1840 году журнала «Административная Франция…». Субпрефект  департамента Верхней Марны (в 1848 году).

Книга содержит 4 книги, переплетённые в 2 тома по 2 части. Формат книги– in octavo(in-8°), т.е., 24,5x 15,5 см, в каждом томе по 398–400 страниц.
В общей сложности, в книге тридцать шесть гравюр – черно-белых и цветных иллюстраций, по девять в каждом томе, с защитой в виде папиросной бумаги.
В конце 4 книги указан перечень всех гравюр, в конце каждого тома– содержание тома.

Книга первая. До изобретения компаса.
Книга вторая. Со времени изобретения компаса до времен Людовика XIV.
Книга третья. От Людовика XIV до Людовика XVI.
Книга четвертая. От Людовика XVI до Луи-Филиппа.

26 черно-белых гравюр в книге были сделаны на стальных досках, 10 цветных– на деревянных досках. Цветной фронтиспис в  первой книге украшен золотом, на нем изображены 3 фигуры героев книги в богато украшенных декорациях, 8 вклеенных в книги цветных гравюр изображают членов экипажа французского судна в костюмах, на  9-ой цветной гравюре– изображения морских флагов 36 стран и городов.
Черно-белые гравюры изображают исторические сцены, кораблекрушения и морские бои. На бумаге с текстом есть обычные для книг этой эпохи разбросанные рыжие пятна фоксинга, но в целом книга прекрасно сохранилась.



Переплёт обоих томов составной, полукожаный, корешок – из сафьяна кофейного цвета с тисненными золотом буквами и цифрами: «Joinville|HistoireGeneraledeLaMarine|1-2», и «Joinville|HistoireGeneraledeLaMarine|3-4» и с такими же тисненными полосками, разделяющими корешок на 6 частей.

Крышки обоих томов – верхняя и нижняя– обклеены одинаковой мраморной бумагой черно-бежевых тонов с прожилками бордового и бежевого цвета. Форзацы без рисунка, из желтоватой плотной бумаги.

Тираж книги – не более 1000 экземпляров. Кроме нашей библиотеки, полное издание есть во Французской национальной библиотеке, а также в фонде Калининградской областной научной библиотеке есть Книга третья.
На нахзаце 1 тома – оттиск штампа со словами «Лавка писателей | Цена 20 р.» Такие оттиски штампа часто встречаются на антикварных книгах, на редких старинных книгах в библиотеках, оттиски ставились при продаже книги в знаменитом книжном магазине Санкт-Петербурга по адресу Невский проспект, 66 (основан в 1934 году). В нашу библиотеку издание поступило в 1991 году.

Размещение гравюр в книге :
Книга первая:
1. Фронтиспис, украшенный золотом;
2. Адмирал Франции;
3. Кораблекрушение в открытом море;
4. Матрос первого класса;
5. Бой при Саламине;
6. Флот перевозят по суше;
7. Теута, королева пиратов - иллирийцев;
8. Высадка пиратов на побережье Италии;
9. Галеасы, перевозящие герцогиню  Лонгвиль.

Книга вторая:
1. «Корбин», пробивающийся через рифы Мальдивов  1 июля 1602 г.;
2. Вице-адмирал Французского флота;
3. Христианская пленница в гареме;
4. Первый помощник капитана;
5. Боцман;
6. Лассаль прибывает в устье Миссисипи;
7. «Король-Солнце»  на якорной стоянке. Самый красивый корабль при ЛюдовикеXІV»;
8. Жан Бар на борту английского корсарского корабля;
9. Оборона Квебека.

Книга третья:
1. Самопожертвование «Мстителя»;
2. Пират  Морган похищает красивую испанку;
3. Навигаторы, атакованные белыми медведями;
4. Капитан судна;
5. Бугенвиль, высаживающийся на Таити– Маркизские Острова;
6. Морской бой при Уэссане;
7. Бой кораблей«Квебек» и «Сюрвейант»;
8. Смерть де Лангля;
9. Абукир.

Книга четвертая:
1. Флаги морских держав;
2. Мичман;
3. Матрос на абордаж;
4. Гибель «Медузы»;
5. Преследуемый работорговец;
6. Открытие памятника Лаперузу;
7. Кораблекрушение на побережье Алжира в 1830 г.;
8. Пожар на "Трокадеро";
9. Бомбардировка Танжера.

Можно без конца рассматривать прекрасные гравюры середины 19 века, созданные и выгравированные с величайшим искусством, тонкие линии черно-белых, передающих малейшие детали многофигурных сцен со множеством объектов кораблей, башен, военных орудий, сооружений, и прекрасные, акварельной мягкости и глубины цветные гравюры, где в фигурах морских персонажей от матроса до адмирала  ярко и точно  отражены не только детали костюма, но и характерные жесты героев, их личность, их привычки, угадывается их образ мыслей, их типичное поведение, отношение к себе и к окружающему миру.

170 лет прошло со времени выхода книги, с тех дней, когда создавались эти гравюры: рисовальщик создавал рисунок, а гравер вырезал гравюру на деревянных досках, но линии и краски до сих пор выглядят так, как будто их создали совсем недавно. Великолепный четкий и подробный рисунок, местами прорисованы мельчайшие детали, акварельные, гуашевые или пастельные краски от глубоких и темных до светлых и полупрозрачных поражают своей свежестью и яркостью. Белая, отличного качества плотная  бумага не потемнела от времени.

Самыми интересными, яркими и выразительными являются, конечно, цветные гравюры в книге, о них и об их авторах хочется рассказать подробнее.

Но сначала немного об истории французской гравюры.
В 19 веке во французской книге особую роль играла книжная иллюстрация. Популярность таких иллюстраций была очень велика, от них зависел успех издания. Если в 18 веке граверы часто не получали официального образования, учились или у своих родителей, так как профессия часто была наследственной, или в мастерских видных художников, то в 19 веке многие французские граверы получали образование в Школе изящных искусств в Париже.
Художник  и гравер, воплощавший его рисунок на доске, говорили на одном графическом языке, и это помогало им создавать произведения высокого художественного качества. Большинство иллюстраторов, будучи также и граверами, создавали свои рисунки, имея в виду перевод их на медную доску.
Рисовальщики и граверы работали вместе. Первые наблюдали за выполнением их замысла в гравюре. Рисунки исполнялись пером и бистром. Рисовальщик делал законченный рисунок, часто прямо на доске, а резчик вырезал эти штрихи и пятна. Гравер, интерпретируя рисунок, всегда оставался соавтором.
Иногда иллюстраторы давали не законченные рисунки, а лишь эскизы, и на долю граверов выпадала задача их творчески обработать, а затем гравировать. До тех пор пока штихелем работали так же, как ножом в обрезной гравюре, пока в основе работы гравера лежал рисунок пером, было закономерное равновесие между ролью художника и резчика.

Гравюра «Фронтиспис, украшенный золотом» (Frontispice rehaussé d'or), авторы Виван Босe (V. Beaucé, Vivant Beaucé) и Э. Гийомо (E.Guillaumot).

«Фронтиспис, украшенный золотом»

В.Босе (V.Beaucé) – резчик по дереву, делал иллюстрации для «История Луи-Филиппа»,1847 г. Амеди Будена (1814-18??) и Феликса Булле. Работал для издания книги «Сказки прошлого», гравированного в 1843, которое очень востребовано библиофилами, а также делал фронтиспискниги «Ослиная шкура».

Эжен  Гийомо (Eugène Guillaumot) (31.08.1813, Париж – 6.11.1869, Париж), второй автор фронтисписа, резчик по дереву, автор многих эскизов, виньеток и т д. Братья  Эжена Гийомо– Огюст (1815–1892) и Луи (1824–1889) также  были граверами.
Эжен Гийомо сделал большую часть досок для книг «Толковый словарь французской архитектуры XI–XVI вв.» (1854–1868)и «Толковый словарь французской утвари с времен Каролингов до эпохи Возрождения» (1858–1875) Э. Э. Виолле-ле-Дюка (1814–1879).
Эжен Гийомо был учеником Луи Кониль  Лакоста (1773–1850), гравера и резчика по дереву, на дочери которого Клер, Эжен  женился в 1835 году. В 1838 году Эжен женился во 2-ой раз на Жюли Галопен (Galopin). Многие родственники братьев Гийомо тоже были художниками и граверами. Дальним родственником братьев был и известный  художник  ВикторBiennourry (1823–1893).Эжен и Луи Гийомо специализировались на резьбе по дереву, они одновременно получили медаль 2-го класса в Салоне 1855 года в разделе «Гравюра архитектуры». В эту эпоху они оба приняли участие в изданииТолкового словаря французской архитектуры «Эжена Виолле-ле-Дюка». Их произведения часто не различают, но Эжен единственный, кто идентифицируется в Списке фонда Национальной Библиотеки Франции.



«Матрос первого класса» (Elevede premièr classe ) и «Мичман» (Enseigne de vaisseau), выполнили: рисунок – Поке (Pauquet), граверы Бара и Жерар (Bara et Gerard).

«Матрос первого класса» 

«Мичман»

Братья Поке (Pauquet), Ипполит (Hippolyte Louis Émile Pauquet (28.02.1797, Бельвиль, Париж–1871) и Полидор (PolydorJeanCharles 1800–1879), сыновья мастера Луи Поке.
Ипполит и Полидор были неразлучны и всегда гравировали вместе. Но Ипполит был одновременно гравер на меди, литограф и иллюстратор, рисовальщик. Он рисовал эскизы виньетки для книги «Французы, моральная энциклопедия 19 века» (Париж, 1840 – 1842, в 9 томах), а также для издания Беранже 1847 года, для различных других изданий. Он автор литографических портретов: Месье Аффре, работник Альбер, Наполеон III, Оплакивание Христа. 
Работы братьев Поке: Фисба, мадам де Ла Вальер, Тассо, Монтень – авторы Ипполит и Полидор Поке. Статуя Генриха IV. Листы французских костюмов от галлов до 1831 г., гравюры для журналов «Парижская Мода», «Мода артистик». «Императорская семья» – братья Поке. Коллекция из 20 портретов ин-октаво, которые содержат портреты: Наполеон III, императрица, бюст императрицы работы скульптора Ньёверкерке, Наполеон III в 1853 году, императрица в 1853 году, наследный принц, наследный принц в 1857 году, принцесса Матильда, принц Наполеон, принцесса Клотильда, первый консул, Наполеон I, Жозефина, Наполеон II, Людовик, Королева Гортензия, Бонапарт – кронпринц Голландии, Бонапарт – Великий герцог Берг, Жером, Евгения Богарне. К этой коллекции примыкает серия персонажей царских династий – Александра II, императора Николая и т.д. Портрет Графа де Шамбор, сделанный в Эмсе в 1849 году. Моды и исторические костюмы, братья Поке,1862 г. Два комплекта, французские костюмы, иностранные костюмы, ин-октаво, 96 досок каждая, художественно  выполнены.

Жозеф Бара (Bara) (1817-18??) – гравер, резчик по дереву. Работал совместно с Жерардом (Gerard); они часто подписывали работы инициаламиB.G. Одной из самых известных книг, для которой он работал, была книга Бальзака «Философия супружеской жизни», изданиеHetzel,1846  г., иллюстрации Гаварни, а резчиками по дереву были Бара и Жерард, а также Лавьель (Lavieille). Эти же доски служили для новой книги «Физиология Брака».
Гравюра Бара и Жерара к «Истории Луи Филиппа» Амеди Будена.

Жерар (Gerard), гравер по дереву, ученик Порре (Porret), соавтор Бара. С его именем связанаодна из первых дешевых иллюстрированных газет19 века - «Музей семьи», основанный Жирарденом, который хотел сделать газету популярной, доступной для семей с низкими доходами, которых  больше привлекают изображения, чем текст. Газета, которая выходила с октября 1833 года по июнь 1900 года, всегда прекрасно иллюстрирована, там печатались ранние версии известных романов, публикующихся спродолжением, публиковались такие известные авторы как Бальзак, Александр Дюма, Эжен Сю, Виктор Гюго, Жюль Верн, Теофиль Готье и многие другие.
Иллюстрируют газету Гаварни, Гранвиль, Оноре Домье и др. Также с именем Жерара связаны книга «Иностранцы в Париже», авторы– Л. Денуайе, Ж. Жанин, Олд-Ник, изданная в Париже в 1844 году, иллюстрированный журнал «Железные ворота»,1844 г., книга Бальзака «Философия супружеской жизни» (изданиеHetzel,1846 г.), книга Альберта Лассаля, «Фасольный дом, тюрьма для национальных гвардейцев в Париже»,изданная в Париже в 1864 г. и т.д.


«Адмирал Франции» (Amiral français) авторы гравюры Поке (Pauquet ) и Андре Кастан (Andre Castan)


«Адмирал Франции»

Кастан (Andre Castan), французский гравер. Его работы: Отъезд в армию и Поход за город, по Фортену. Гравюра по картине Микеланджело, с копии Кабанеля. Материнский поцелуй, по Огюсту Тульмушу (Toulmouche) (18291890). Портрет Дроллина (Drolling) (?) в греческой шапке, по Биннури (Biennoury), 1832.



«Вице-адмирал Французского Флота» (Vice-amiral de la Marine Française) и «Боцман» (Second maître), авторы гравюр А. Гюсман (A. Gusman) и Поке (Pauquet).


«Вице-адмирал Французского Флота»


«Боцман»


Адольф Гюсман (Adolphe Gusman) (1821–1905), иллюстратор-гравер. Его имя связано с такими изданиями как «История художников» Шарля Бланки (1869 г.), с иллюстрациями Густава Доре, именем Шевиньяра и т.д.



Гравюры «Первый помощник капитана» (Premier maître) и «Матрос на абордаж» (Matelot français à l'abordage), авторы Суайе (Soyer) и Поке (Pauquet).


«Первый помощник капитана» 


«Матрос на абордаж»



Поль-Констан Суайе (Paul-Constant Soyer) (24.02.1823, Париж – 19.05.1903, Экуан) – французский художник и гравер. Сын Мари-Полин Суайе, дочери Шарля Поля Ландона, бывшего куратора Лувра.
Пол Суайе был учеником Леона Конье в Школе изящных искусств в Париже. Он начинал с картин религиозной тематики по заказу администрации Школы изящных искусств, получил два ордена за религиозные картины, но его дебют был неудачным. Он также рисовал портреты, затем обратился к жанровой живописи.
Поль Суайе  выставляет свои работы в Парижском Салоне в 1847 г. Он получил медаль в 1870 году и медаль 2-го класса в Салоне в 1882 г.
Работы Суайе в публичных коллекциях США и Франции: Интерьер со старухой и мальчиком,1862 г., тушь и белая гуашь на умеренно-плотной, немного текстурированной веленевой бумаге. Нью-Йорк, Художественный музей Уолтерса. Интерьер литейного цеха Шаппе в Антуанье, 1900, холст, масло. Ле-Манс, Музей Тессе. Источник , холст, масло. Труа, музей Сен-Лу. Портрет Пьера-Огюстена де Бомарше, 1886, с оригинала, приписываемого Жан-Батисту Грезу, холст, масло. Версаль.



«Капитан судна» (Capitaine de vaisseau), авторы Луи (Louis) и Поке (Pauquet).


«Капитан судна»


Аристид Луи (AristideLouis), гравер, ученик Анрикеля (Henriquel), родился в городе Туле, умер молодым в 1853 году.
Его работы: Жанна д' Арк, статуя принцесса Мари (Музей Версаля, 1839). Гравюра по Л.-П. Анрикель-Дюпону (Henriquel-Dupont) (1797–1892), ин-октаво. Гравюра по картине По Поля Делароша (Paul Delaroche) (1797–1856), ин-кварто. Портрет Наполеона I, по Полю Деларошу (Paul Delaroche) (1797–1856), ин-кварто. Мадонна и Иисус, с рисунка Леонардо да Винчи, 1842, Mater dolorosa, по Эспаньолю (Espagnolet), ин-кварто.«Миньона, тоскующая о родине» и «Миньона, несущаяся помыслом к небу», сюжеты Гёте, по Ари Шефферу (Ary Scheffer) (1795–1858), обе ин-кварто. Этот сюжет считался одним из самых больших успехов века. «Невинность», с картины Ж.-Б. Греза (ок. 1790), картинная Галерея замка Пуртале (Pourtalès) (в 19 веке, ныне – в музее Уоллеса в Лондоне), ин-кварто,1853.


И последняя, десятая, цветная гравюра – это изображения морских флагов 36 стран городов, авторы гравюры не указаны.




Книга Ван Тенака – замечательный памятник книжного искусства.

Понять все очарование этой книги может только тот, кто читал ее или хотя бы держал в руках.
Морские сражения, пираты, галеоны, кругосветные путешествия, корсары и флибустьеры, географические открытия и работорговля, загадочный восток и крайний север– всё это заключено в двух тяжелых томах.
И оформление книги, и иллюстрации – все служит главной цели – самым лучшим образом передать содержание и получить необходимые знания, сведения, и  удовольствие от темы, от общения с книгой.



Подготовила с любовью Ирина Довганюк, зав. сектором редкой и ценной книги.

8 комментариев:

  1. Булгакова Ольга5 января 2017 г., 16:02

    Ирочка, большое спасибо за твое неравнодушие! За то, что потратила много-много часов за переводами с неизвестного тебе языка; за твое желание поделиться красотой и богатством фонда библиотеки. Ждем продолжения!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо огромное!!!Буду стараться еще готовить исследовательские материалы на основе нашего редчайшего и богатейшего книжного фонда.

    ОтветитьУдалить
  3. Большое спасибо Вам, Ирина, за такое подробное изложение интереснейшей темы и, за Ваш, можно сказать, подвижнический труд для популяризации редкой книги.
    Отрадно знать, что в одной из старейших библиотек нашего города есть такие неравнодушные люди и прекрасные специалисты в своем деле! Будем ждать новых статей о редких книгах Вашей библиотеки, уверена, что в ее фонде еще найдется немало интересного и уникального материала, в т.ч. и о людях, имеющих отношение к истории Одессы.
    Поздравляю, Вас и весь Ваш коллектив с наступающим праздником Рождества Христова!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
  4. Каневская Татьяна9 января 2017 г., 1:47

    Ирочка, Поздравляю тебя с премьерой! Читая статью видно, что ты провела глубокие изыскания. Профессиональное, детальное описание издания,типографских особенностей, говорит о его ценности. Привлекает информационная насыщенность материала о гравюрах и художниках. Возможно эта статья, станет первой к дальнейшим публикациям в Серии:"О книжных шедевра нашего фонда"!СПАСИБО за любовь к КНИГЕ!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И это не первая публикация серии

      Удалить

Надеемся на комментарии