«Заставить, кого бы то ни было сочинить комедию, похожую на все прочие, невозможно, и если я по причинам, которые мне лично представлялись важными, сошел с чересчур избитой дороги, то допустимо ли меня судить…»
Бомарше
Выдающийся французский драматург второй
половины XVIII века, классик мировой литературы Пьер-Огюстен Карон де Бомарше родился в семье часовщика Андре-Шарля Карона в Париже 24 января 1732 года, на
улице Сен-Дени.
Жизнь Бомарше – причудливое сплетение самых удивительных событий,
приключений, взлетов и падений. В тринадцать лет, получив начальное образование
в церковной школе, Пьер-Огюстен начинает постигать секреты мастерства парижских
часовщиков. Громкая история с похищенным изобретением и счастливый случай
приводит юного Карона ко двору Людовика XV. Он делает крохотные часы – самому
королю, его фаворитке маркизе де Помпадур и принцессам.
Веселый, красивый, галантный, остроумный, знающий все городские и дворцовые
новости, последний романс и последнюю сплетню, Пьер-Огюстен Карон становится во
дворце незаменимым человеком. Он -
механик и изобретатель, музыкант и поэт, коммерсант и дипломат.
В 1755 году он покупает у некоего Франке престижную должность поставщика
двора Его Величества. Вскоре Пьер-Огюстен Карон удачно жениться, и принимает
более аристократически звучащую фамилию: де Бомарше – по названию небольшого
владения жены, леса Марше (bois Marcher). А в 1761 году Бомарше, с помощью
крупного финансиста Пари-Дюверне покупает должность королевского секретаря и
судьи по браконьерским делам в королевских угодьях. Дворянское звание,
придворная должность открывали перед Бомарше деловые возможности.
В тридцатых годах XIX века Луи де Ломени, работавший над книгой о
прославленном авторе «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро», обнаружил
его архив. Папки хранили след жизни делового человека, негоцианта и прожектора,
тайного королевского агента и деятельного поборника независимости Американских
штатов, собеседника и советчика министров, издателя сочинений Вольтера,
изобретателя и законника.
Реестр одной из этих папок Луи де Ломени привел потом в своей книге
«Бомарше и его время». Здесь набросок курса всеобщего уголовного права и
рассуждение о пользе посадок ревеня. Проект сооружения мельницы в Арфлере и
предложение воздвигнуть мост через Сену подле Арсенала…
Всем этим занимался один человек. Ворочая миллионами, он писал пьесы.
Выполняя поручения короля, размышлял о высокой политике. Отбиваясь от
противников, посягавших на его честность и состояние, сотрясал общество своими
мемуарами.
Бомарше не был профессиональным писателем. К перу он обращался вынуждаемый
обстоятельствами, или же в часы досуга, когда он мог свободно отдаваться
влечению сердца – театру. Молодой
Пьер-Огюстен сочиняет парады – короткие фарсы, возникшие из сценок, которые
разыгрывались зазывалами на балкончиках балаганов. Сначала для домашнего
театра, потом для театра Ленормана д’Этноля, супруга прославленной маркизы де
Помпадур.
Первые серьезные театральные произведения Бомарше – драма «Евгения» (1767)
и «Два друга, или Лионский купец» (1770). Слово «драма», как определение жанра
своих пьес, Бомарше употребляет одним из первых.
Остроумный, находчивый Фигаро впервые появился в «Севильском цирюльнике»,
пьесе, написанной Бомарше в 1775 году. По происхождению Фигаро - слуга, подобный Арлекину из итальянской
комедии дель арте и Скапену из комедии Жан-Батиста Мольера. Однако образ Фигаро
оригинален тем, что у него есть своя история. Сын безвестных родителей, он
пытается с помощью своего ума выделиться среди других героев. Текст пьесы
переделывался автором несколько раз.
Премьера «Севильского цирюльника» в пяти актах состоялась 23 февраля 1775
года и успеха не имела. Бомарше пришлось сократить текст на один акт. 26
февраля состоялась постановка «Севильского цирюльника» в новом варианте и прошла
с огромным успехом. Этот последний текст и был опубликован 30 мая того же года
в сопровождении «Сдержанного письма о провале и критике «Севильского
цирюльника».
Продолжением похождений находчивого слуги стала пьеса «Безумный день, или
Женитьба Фигаро», у которой была своя нелегкая история. После многолетних
цензурных просмотров 27 апреля 1784 года в театре «Комеди Франсез» состоялась
премьера пьесы. Успех был триумфальным.
«Преступная мать, или Второй Тартюф»,
третья часть трилогии, была задумана Бомарше еще в начале восьмидесятых годов.
Закончена была пьеса в январе 1791 года и в феврале того же года принята к
постановке театром «Комеди Франсез». Однако вскоре театр отказался от
постановки из-за конфликта с автором.
Премьера «Преступной матери, или Второй Тартюф» состоялась 6 июня 1792 года
в театре Марэ, который был создан при деятельном участии Бомарше. В мае 1797
года пьеса была поставлена в «Комеди Франсез», имела успех, и в том же году
была опубликована. Оставалась в репертуаре театра она до 1850 года.
Имя литературного героя Бомарше – Фигаро – вошло в число самых известных
персонажей не только французской, но и мировой литературы и стало
нарицательным. Фигаро, по словам, его создателя, - «самый ловкий человек из
всей своей нации».
Интересные факты
К середине XVIII века уже существовали
часы, как стенные, так и карманные, но все часовщики Европы упорно искали, как
добиться равномерного хода часового механизма. К 21 году Пьер-Огюстен Карон
считался лучшим часовщиком Франции, сделавшим в 1753 году изобретение –
анкерный спуск, который существенно улучшил точность хода часов. Это открытие
позволило делать часы маленькими и плоскими, что весьма прельщало парижских дам
и щеголей.
В 1764 году он отправился по семейным
делам в Мадрид. От его сестры Лизетты, давно уже обосновавшейся в Мадриде,
сбежал в день свадьбы жених – хранитель королевской библиотеки Хосе Клавихо.
Чувствительную эту историю Бомарше расскажет через десять лет в четвертом
мемуаре против Гезмана, а немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете в драме
«Клавихо».
Выполняя одну из своих тайных миссий в
Англии, Бомарше встречался с шевалье д'Эоном, знаменитым шпионом, пол которого был
для многих загадкой. Бомарше получил
деликатное задание от французского правительства: нужно было изъять у некоего
шевалье д`Эона, бывшего дипломата, отказавшегося вернуться в Париж по
требованию короля, секретную переписку. Публикация писем грозит международным
скандалом. Лихой драгун, награжденный орденом Святого Людовика за боевые
заслуги, заявил, что он вовсе не шевалье д’Эон, а – девица, слабая женщина,
которая не может устоять перед очарованием блестящего де Бомарше. Королевский
агент сталкивается с достойным противником. В конце концов, он получает
компрометирующие письма в обмен на пожизненную ренту девице д’Эон.
Бомарше никогда не бросал дел, даже если
они и оказывались убыточными. Одним из самых замечательных его начинаний было
издание Полного собрания сочинений Вольтера, которого он всегда высоко ценил.
После смерти философа он выкупил у книгоиздателя Паннекука за огромные деньги
его рукописи – цена оказалась особенно высока, так как конкурентом Бомарше
выступила Екатерина II, также пожелавшая приобрести манускрипты своего
прославленного корреспондента. Ряд
произведений Вольтера во Франции были под запретом. Бомарше, ради полноты
издания, решил печатать его за границей. В 1783 году увидели свет первые тома,
но начались трудности и запреты на издание сочинений Вольтера. Пренебрегая
всем, Бомарше доводит дело до конца, до последнего – девяносто второго тома.
«Фигаро» - ежедневная французская газета,
основанная в 1826 году. Название получила в честь Фигаро — героя пьес Бомарше.
Из его же пьесы «Женитьба Фигаро» взят девиз газеты, напечатанный прямо под её
названием: «Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть
приятна».
Именно герой Бомарше щеголял в
кокетливой курточке, которой судилось войти в историю. Жакет в стиле «фигаро»
изначально представлял собой кокетливую курточку, жакет или даже жилет с
декоративными плечами, как правило, без воротника. Но если бы не «Безумный
день, или Женитьба Фигаро» великого Бомарше, модный мир так бы и не узнал о
жакете в стиле «фигаро».
Выдающийся французский танцовщик и
балетмейстер, артист Королевской академии музыки и основоположник комедийного
хореографического спектакля Жан Доберваль в 1786 году в городе Бордо поставил
балет «Ветреный паж» по комедии Бомарше «Женитьба Фигаро».
Произведения Бомарше из фонда библиотеки
Бомарше. Избранные произведения: в 2-х
тт. Т. 1. Театр / сост., вступ. ст. и коммент. С.Д. Артамонова; пер. с фр. Н.М.
Любимова. – Москва : Художественная литература, 1966. – 456 с.
Комедия – едва ли не самый трудный
жанр литературы. О природе комического эффекта размышляли философы древности и
новейшие теоретики искусства, но никто еще не дал исчерпывающего объяснения. В
первый том вошли пьесы: «Севильский цирюльник, или тщетная предосторожность»,
«Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Преступная мать, или Второй Тартюф».
Бомарше. Избранные произведения: в 2-х
тт. Т. 2. Проза / сост., вступ. ст. и коммент. С.Д. Артамонова; пер. с фр. М.П.
Рожицыной. – Москва : Художественная литература, 1966. – 520 с.
Французы издавна славились искусством
прозы. О самых скучных вещах они ухитрялись писать интересно. Во второй том
вошли мемуары и письма Бомарше.
Бомарше. Избранные произведения /
сост., вступ. ст. и коммент. С.Д. Артамонова; пер. с фр. Н.М. Любимова, М.П.
Рожицыной, Т.Л. Щепкиной-Куперник. – Москва : Художественная литература, 1954.
– 652 с.
В сборник вошли: драма «Евгения» и
избранные мемуары Бомарше. Комедии «Севильский цирюльник, или тщетная
предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Нравоучительная драма
«Преступная мать, или Второй Тартюф». Либретто к опере «Тарар».
Бомарше. Драматические произведения.
Мемуары / вступ. ст. и примеч. Л. Зониной; пер. с фр. Н. Любимова и Л. Зониной.
– Москва : Художественная литература, 1971. – 544 с. – (БВЛ).
В книгу вошла знаменитая трилогия
драматурга в переводе Николая Михайловича Любимова, известного переводчика
Рабле, Сервантеса, Пруста и других европейских писателей. Мемуары – «Бомарше –
Леку Антру, своему обвинителю. Шесть этапов девяти самых тягостных месяцев моей
жизни».
Бомарше. Безумний день, або Весілля
Фігаро / переклад с фр. С. Тобілевич. – Київ : Мистецтво, 1951. – 172 с.
Драматургічна спадщина Бомарше
невелика. Блискучий «Севільський цирульник» незаслужено вмер для драматичної
сцени, розчинившись у геніальній опері Россіні, то досі живе «Безумний день,
або Весілля Фігаро». «Севільський цирульник» й особливо «Весілля Фігаро» йшли
на сцені багатьох українських театрів (перша постановка — в театрі ім. І.
Франка, 1920).
Комедии Бомарше на театральной сцене
Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба
Фигаро»
Жанр – комическая опера в 4-х
действиях
Либретто – Лоренцо да Понте
Первая постановка – Вена, «Бургтеатр»,
1 мая 1786 года
Популярность обеих пьес Бомарше, их
художественные достоинства, остроумие привлекли Вольфганга Амадея Моцарта –
человека и композитора. Встреча с известным острословом аббатом Лоренцо да
Понте сыграла важную роль в жизни Моцарта. В сотрудничестве с ним были написаны
величайшие оперные творения композитора – «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». С ним
же работал Моцарт над комической оперой «Так поступают все».
«Свадьба Фигаро» создавалась
композитором и либреттистом на основе второй части знаменитой трилогии Бомарше,
которая была под строжайшим запретом в Австрии. Лоренцо да Понте, волею
обстоятельств, был вынужден несколько затушевать социальную направленность
сочинения.
Премьера оперы «Свадьба Фигаро»
состоялась в Вене 1 мая 1786 года. Опера восхитила всех, за исключением Иосифа
II и его приближенных. Этого оказалось достаточно, чтобы она вскоре же сошла со
сцены. Последовавшая вслед за этим постановка в Праге – декабрь 1786 года –
имела триумфальный успех. С этого момента начинается вечная жизнь гениальной
оперы Вольфганга Амадея Моцарта. Она обошла весь мир.
В 1875 году Петр Ильич Чайковский
отредактировал речитативы и перевел текст «Свадьбы Фигаро» для спектакля
учащихся Московской консерватории, состоявшегося 5 мая 1876 года. С тех пор
опера В.А. Моцарта обычно исполняется в переводе П.И. Чайковского.
«По моему глубокому убеждению, - писал
П.И. Чайковский, - Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота
досягала в сфере музыки…»
Джоаккино Антонио Россини «Севильский
цирюльник»
Жанр – опера в 2-х действиях
Либретто – Чезаре Стербини
Первая постановка – Рим, театр
«Арджентина», 20 февраля 1816 года
В 1816 году Джоаккино Россини принялся
за работу над новой оперой по случаю предстоящего карнавала для театра
«Арджентина». Множество тем, которые вдохновляли композитора к написанию оперы
не проходили проверку цензурой. Когда оставалось уже совсем мало времени,
Россини решил использовать уже разрешенную тематику. Так и родилась мысль о
написании нового «Севильского цирюльника». Более того, Россини лично обратился
к автору предыдущего «Севильского цирюльника» Джованни Паизиелло за разрешением,
и тот ответил любезным согласием, не сомневаясь в провале оперы самонадеянного
юнца. Новое либретто написал Чезаре Стербини. Россини сочинял быстро. Но
стремительность, с которой был написан «Севильский цирюльник» (композитор
использовал многое из своих уже написанных произведений), удивительна.
Сочинение и инструментовка заняли 13 дней. Опера называлась изначально
«Альмавива, или Тщетная предосторожность». Первое представление – 20 февраля
1816 года – закончилось провалом. Причина заключалась в стечении
неблагоприятных случайностей: исполнитель партии Альмавивы забыл взять с собой
гитару во время серенады, дон Базилио зацепился за гвоздь и не мог тронуться с
места. В довершение всего на сцену выбежала кошка и, ослепленная светом,
заметалась в поисках выхода. Сторонники Паизиело организовали скандал, который
сорвал спектакль.
Провал первого представления вскоре
сменился успехом. Опера была поставлена в других городах Италии, а затем и на
других сценах Европы, став одной из самых популярных.
«Севильский цирюльник» на сцене
Одесского театра оперы и балета
22 сентября 2011 года в Одесском
оперном театре состоялся юбилейный спектакль. Исполнилось 190 лет со времени
первой постановки в Одессе прославленной комической оперы Джоаккино Антонио
Россини «Севильский цирюльник». Театральная площадь, 8. В начале XIX века на
этом месте стоял первый городской театр, где состоялось 31 августа 1821 года
премьерное представление «Севильского цирюльника» на итальянском языке.
В репертуаре сезона 1823/24 года были
оперы Россини «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Сорока-воровка»,
«Турок в Италии»…
Представления давала труппа
итальянских актеров, возглавляемая Бонавольо, с примадонной Аделиною Каталани.
Оперные спектакли становились предметом обсуждения, публика приклонялась перед
одаренными певцами.
Не случайно атмосфера театральных
вечеров в Одессе вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на бессмертные строки
об итальянской опере:
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей…
Экранизация произведений Бомарше
Жанр – фильм-опера
Режиссер – Жан-Пьер Поннель
Год – 1972
Экранизация одноимённой оперы Россини.
Фильм снят в Зальцбурге в июле-августе 1972 года. Звукозапись осуществлена в
сентябре 1971 года в Милане.
Жанр – комедия
Режиссер-постановщик – Валентин Плучек
Год – 1969
Спектакль Московского театра сатиры по
пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Премьера спектакля
состоялась 4 апреля 1969 года. В 1974 году спектакль был записан для
телевидения (премьера телеверсии состоялась 29 апреля 1974 года).
Бомарше: серия Encyclopedia
Говіркою одвічного і довічного ворога України, руки якого по лікоть у крові мільйонів закатованих ним українців пашталакають вороги, які зневажають солов'їну і недоумки, нездатні опанувати її.
ВідповістиВидалити