«Гений отличается от обычного наблюдательного
человека не тем, что он многое замечает, а тем, что умеет отличить главное от
второстепенного»
Бернард Шоу
26 июля 1856 года в главном городе Ирландии Дублине появился на свет Джордж Бернард Шоу – всемирно известный английский писатель, драматург, лауреат
Нобелевской премии.
Детство и юность Бернарда Шоу прошли в Дублине. Отец писателя был выходцем
из почтенной семьи. Джорджу Карру Шоу было уже за сорок, когда он женился на
двадцатилетней Люсинде Элизабет Герли. У четы Шоу было две дочери и сын
Бернард.
Первые уроки воспитания Шоу получил от гувернантки и дяди священника, а в
десять лет был отдан в школу. Учился он не очень прилежно, а затем и вовсе
бросил учебу, начав в пятнадцатилетнем возрасте работать в должности мелкого
клерка.
Проработав пять лет конторщиком, Бернард понял, что эта карьера не для
него, поскольку служба, как с юмором он отмечал позднее, «начала угрожать
обеспеченностью». Шоу оставил работу и переехал в Лондон. В столице
Великобритании, после долгих поисков своего призвания, Бернард Шоу состоялся
как театральный драматург.
Первая пьеса «Дома вдовца» была поставлена в театре, когда Шоу исполнилось
36 лет, последнюю пьесу он написал за полгода до смерти, в 93 года. А всего
драматургом создано было 56 пьес.
Первое признание пришло к Шоу из-за рубежа. Большую роль в этом сыграл
венский журналист Зигфрид Требитч, который перевел пьесы Шоу на немецкий язык.
Благодаря ему, в Вене поставили «Ученик дьявола», а в Берлине – «Оружие и
человек». После этого пьесы Шоу
приобретают популярность на всем европейском континенте и в США.
Шоу привлекал внимание публики не только как талантливый драматург, но и
как неординарная личность. Люди, знавшие его близко, утверждали, что общаться с
ним было необычайно легко и приятно. Его острый ум и слегка ироничный тон в
беседе ценили и друзья, и почитатели, и поклонницы.
В 1925 году шведская Академия присудила Бернарду Шоу Нобелевскую премию по
литературе. Но Шоу не был бы самим собой, если бы не пошутил и по этому,
казалось бы, очень серьезному поводу «Очевидно, премию мне присудили в
благодарность за то, что я облегчил в 1925 году положение всего мира, ничего не
опубликовав в этот год». Он поблагодарил за честь, но отказался от денег,
заявив, что деньги, полагающиеся лауреату, - это «спасательный круг, брошенный
пловцу, который уже благополучно добрался до берега».
Штрихи к
литературному портрету Бернарда Шоу
Лет двенадцати,
когда Шоу, по его словам стал «искушенным циником», он прочитал всего Диккенса,
который произвел на него огромное впечатление. Из поэтов Шоу больше всего любил
творчество Шелли.
В конце-70-х годов
Бернард Шоу окончательно избрал нелегкую дорогу писателя. После неудачных
попыток стать журналистом, он решил попробовать свои силы в прозе. Шоу работал
над своими романами упорно и планомерно, писал по пять страниц в день, а затем
предлагал свои произведения всем существующим английским издательствам, даже
посылал в Австралию и Канаду. Он впоследствии вспоминал, что ему отказало 60
издательств. Романов было пять – «Незрелость», «Неразумные связи», «Любовь
артистов», «Профессия Кэшеля Байрона», «Социалист одиночка». Они были написаны
в течение пятилетия, с 1879 по 1883 год. Позже некоторые из этих произведений все
же были опубликованы, но без выплаты
авторского вознаграждения.
В 80-е годы перед
Шоу окончательно открылась дорога публициста. По рекомендации театрального
критика Уильяма Арчера он стал в 1885 году литературным рецензентом «Пэлл Мэлл
газет». В конце 80-х годов он работает музыкальным критиком в газете «Стар» под
итальянским псевдонимом «Корно де Бассето», а затем – театральным обозревателем
в ряде газет и журналов. Блестящие, оригинальные по мысли и парадоксальные по
форме статьи, подписанные тремя буквами G.B.S., привлекают всеобщее внимание,
хотя никто еще не знает, какая популярность суждена этим трем буквам.
По свидетельству
современников, Бернард Шоу до конца своих дней оставался одним из редких знатоков
Шекспира. Он знал его почти наизусть, легко декламировал огромные отрывки,
постоянно вставлял шекспировские выражения в обычный разговор.
В 1885 году Шоу
набрасывает свою первую пьесу «Дома вдовца», которая увидит свет рампы лишь в
1892 году в «Независимом театре». Пьеса была задумана вместе с Уильямом Арчером
под влиянием Вагнера и должна была повторить в современных условиях сюжет
«Золота Рейна».
Комедия «Первая
пьеса Фанни» была опубликована в 1911 году анонимно. Шоу встал на путь
литературной мистификации, заставив критиков и зрителей поломать голову, решая,
кто является автором пьесы.
Пьеса «Пигмалион»
была написана в 1912-1913 гг. Работа над
ее постановкой ознаменовалась увлечением Шоу, оставившим заметный след в его
жизни и творчестве. Главная роль предназначалась для известной артистки Стэллы
Патрик Кэмпбелл. Беседуя с ней о роли, посещая ее дом, Шоу все больше влюблялся
в эту женщину. Ему было в это время 56 лет, ей – 47. Роль Элизы Дулитл
оказалась для миссис Патрик Кембелл ее сценической вершиной. От их недолгой
«роковой» любви им осталась пожизненная переписка. Она легла потом в основу
пьесы Джерома Килти «Милый лжец».
Нобелевская премия
по литературе в 1925 году не присуждалась, а в 1926 году была вручена Бернарду
Шоу «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру,
которая сочетается с исключительной поэтической красотой». Как сказал член Шведской академии Пер Хальстрем, «Шоу –
автор пьес, стал одним из наиболее ярких драматургов наших дней…а, Шоу – автор
предисловий к пьесам может считаться Вольтером нашего времени».
Полное собрание
пьес Бернарда Шоу
Шоу Б. Полное
собрание пьес: в 6-ти тт. Т. 1 /пер. с англ.; ред. тома Е.А. Корнеева;
вступительная ст. А.А. Аникста; коммент. А.А. Аникста, А.Н. Николюкина. – Л.: Искусство,
1978. – 647 с., портр.
Первый том Полного
собрания пьес Бернарда Шоу включает в себя семь произведений, созданных
драматургом в период с 1885 по 1896 год: «Дома вдовца», «Сердцеед», «Профессия
миссис Уоррен»», «Оружие и человек», «Кандида», «Избранник судьбы» и «Поживем –
увидим».
Шоу Б. Полное собрание пьес: в 6-ти тт.
Т. 2 /пер. с англ.; ред. тома Ю.В. Ковалев; коммент. А.А. Аникста, А.Н.
Николюкина. – Л.: Искусство, 1979. – 703 с., портр.
Второй том содержит
шесть произведений, созданных в период с 1897 по 1904 год: «Ученик дьявола»,
«Цезарь и Клеопатра», «Обращение капитана Брасбаунда», «Великолепный Кэшвид или
невознагражденное постоянство», «Человек и сверхчеловек» и «Другой остров Джона
Булля».
Шоу Б. Полное
собрание пьес: в 6-ти тт. Т. 3 /пер. с англ.; ред. тома И.В. Ступников;
послесл. И.В. Ступникова; примеч. А.Н. Николюкина и И.В. Ступникова. – Л.:
Искусство, 1979. – 655 с., портр.
Третий том содержит
одиннадцать произведений, написанных драматургом в 1904-1910 гг. Четыре их них
впервые переведены были на русский язык: «Интерлюдия в театре», «Вступление в
брак», «Очаровательный найденыш», «Немного реальности». Пьесы «Врач перед
дилеммой» и «Газетные вырезки» печатаются в новых переводах.
Шоу Б. Полное
собрание пьес: в 6-ти тт. Т. 4 /пер. с англ.; ред. тома И.В. Ступников;
послесл. А.С. Ромм; примеч. С.Л. Сухарева,
А.Н. Николюкина, И.Б. Комаровой. – Л.: Искусство, 1980. – 654 с., портр.
Четвертый том
содержит двенадцать произведений, написанных Б. Шоу в 1910-1917 гг. К ряду пьес
даны предисловия и послесловия, написанные самим автором. В новом переводе
представлены пьесы «Пигмалион», «Великая Екатерина» и «Андрокол и лев».
Шоу Б. Полное
собрание пьес: в 6-ти тт. Т. 5 /пер. с англ.; ред. тома Н.Я. Дьяконова; примеч.
С.Л. Сухарева, А.Н. Николюкина. – Л.: Искусство, 1980. –725 с., портр.
В пятый том вошли
произведения: «Назад к Мафусаилу», «Святая Иоанна», «Тележка с яблоками»,
«Горько, но правда». Том снабжен комментариями,
раскрывающими творчество и сценическую историю пьес.
Шоу Б. Полное
собрание пьес: в 6-ти тт. Т. 6 /пер. с англ.; ред. тома А.Г. Образцова и А.С.
Ромм; послесл. А.Г. Образцова, А.С. Ромм и А.А. Аникста; примеч. Г.М. Шейнмана.
– Л.: Искусство, 1981. – 670 с., портр.
Шестой том содержит
двенадцать произведений, написанных в 1933-1950 гг. К некоторым пьесам даны
предисловия автора. В комментариях можно познакомиться с историей написания
пьес и их постановкой в театре: «Сватовство по-деревенски», «Миллионерша»,
«Женева»…
Отдельные
произведения
Шоу Б.
Автобиографические заметки. Статьи. Письма: сборник /пер. с англ.; составление
А. Образцовой и Ю. Фридштейна, послесловие А. Образцовой. – М.: Радуга, 1989. –
496 с.
Бернард Шоу в этюде
«Кто я такой?» писал: «После месяца непрерывной работы у меня раскалывается
голова, и я даю себе слово сделать перерыв, не садиться за стол после обеда, работать только два часа в
день, но тщетно, каждое утро меня вновь охватывает нестерпимая жажда трудиться,
и я ничего на свете так не боюсь, как выходных дней».
Шоу Б. Пигмалион:
пьеса в пяти действиях /пер. с англ. Е. Калашниковой; статья А. Дейча. – М.:
Искусство, 1966. – 112 с.
Эта блестящая и
остроумная комедия была написана в 1912 году и впервые поставлена 16 октября
1913 года в Вене. Английская премьера при участии Патрик Кэмпбелл, для которой
была написана роль Элизы и Бирбома. Став одним из величайших театральных
триумфов Шоу, пьеса неоднократно исполнялась в различных театрах Англии. В 1938
году пьеса была экранизирована. В 1956 году по ее сюжету был создан мюзикл «Моя
прекрасна леди».
Шоу Б. Пьесы /пер.
с англ.; сост., вступ. ст. и примеч. А. Аникста. – М.: Детская литература,
1956. – 449 с.
В книгу вошли пьесы
«Дома вдовца», «Избранник судьбы», «Ученик дьявола», «Пигмалион», «Август
исполняет свой долг». Обращаясь к произведениям Бернарда Шоу, мы находим в них
удивительное сочетание серьезных мыслей и шутовства.
Шоу Б. Пьесы /пер.
с англ.; вступ. ст. З. Гражданской. – М.: Правда, 1982. – 362 с.
В книгу вошли
избранные пьесы драматурга: «Профессия миссис Уоррен», «Цезарь и Клеопатра»,
«Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца».
Шоу Б. П’єси /переклад з англ. В. Владка та М. Овруцької;
вступ. ст. А. Іллічевського. – Київ: Державне вид-во художньої літератури,
1956. – 228 с.
До книзі увійшли п’єси: «Будинки вдівця», «Учень диявола». У п’єсах Бернарда Шоу читач зустріне багато розгорнутих
авторських ремарок, в яких автор говорить не тільки про місце дії, обстановку,
гру акторів, а й додає багато подробиць, не зовсім звичайних для драматичних
творів.
Шоу Б. Пігмаліон /переклад з
англ. О. Мокровольського //Тема. - 1999. – № 4. - С. 2 - 79.
В якому б жанрі не виступав Шоу,
він завжди залишався сатириком, який проклав нові шляхи критичного реалізму на
Заході. Сам шоу якось сказав про свою сатиру: «Мій спосіб жартувати полягає в
тому, щоб говорити правду».
Литературоведческие
издания о жизни и творчестве Бернарда Шоу
Аникст А. Бернард
Шоу. – М.: Знание, 1956. - 32 с.
Читая Шоу, каждый сможет убедиться, что
произведения его полны больших и значительных идей, не утративших своего
интереса с годами.
Балашов П.
Художественный мир Бернарда Шоу. – М.: Художественная литература, 1982. – 326
с.
Книга представляет
собой обстоятельное исследование творчества Бернарда Шоу. Автор дает
идейно-художественный анализ всех основных произведений Шоу, характеризует
своеобразие его творческого метода, его вклад в мировую драматургию XX века.
Веселая вы душа,
Бернард Шоу /сост. А.А. Шамшурин. – Кишинев: Штиинца, 1988. – 176 с.
В сборник вошли
материалы о Шоу, подобранные кандидатом химических наук А.А. Шамшуриным из
различных литературных источников: книг, брошюр, периодических изданий.
Гражданская З.
Бернард Шоу: очерк жизни и творчества. – М.: Просвещение, 1963. – 212 с.
Книга представляет
развернутый рассказ о жизненном пути знаменитого английского драматурга
Бернарда Шоу. Пьесы Шоу – это богатейшее драматургическое наследие в мировой
литературе.
Деннингхаус Ф.
Театральное призвание Бернарда Шоу /пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978. – 327 с.
Автор книги отдал
много времени изучению творческого наследия Бернарда Шоу, которое и до сих пор
вызывает горячие споры. Учитывая работы английских, немецких, французских ученых
Ф. Деннингхаус дает свое понимание творчества великого английского драматурга.
Образцова А.
Драматургический метод Бернарда Шоу. – М.: Наука, 1965. – 316 с.
Новаторский,
художественный метод драматурга мало исследован. Его основные особенности недостаточно
поставлены в связь с общими тенденциями развития литературы и искусства XX века.
Хьюз Э. Бернард Шоу /пер. с англ. Б. Носика. – М.: Молодая гвардия, 1968. – 288 с. - (ЖЗЛ).
Писать о Шоу трудно. Так и слышишь у себя над ухом насмешливый голос рыжебородого Мефистофеля «Когда вы читаете биографию, помните, что правда иногда не годится для публикации».
Экранизация пьесы
«Пигмалион»
Жанр – мюзикл,
драма, мелодрама, комедия
Режиссер – Джордж
Кьюкор
Страна – США
Год – 1964
Лондон времен
короля Эдварда VII. Профессор Генри Хиггинс, выдающийся лингвист, преподаватель
фонетики и одновременно высокомерный и раздражительный человек, выдвигает
теорию о том, как произношение и акцент определяют место человека в обществе. С
намерением доказать свою точку зрения он заключает пари с полковником Хью
Пикерингом таким же, как он, учёным-лингвистом. Цель профессора научить -
обычную цветочницу говорить так грамотно, что высшее общество не смогло бы не
принять её за одну из своих.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Надеемся на комментарии