* * * 2024 * * * 255 років від дня народження Івана Котляревського* * * 2024 * * * М210 років від дня народження Тараса Шевченка * * * 2024 * * * 150 років від дня народження Августина Волошина, президента Карпатської України * * * 2024 * * * 100 років від дня народження Павла Загребельного * * * 2024 * * * 450 років із часу видання першої друкованої книги в Україні «Апостола» * * * 2024 * * * 100 років з дня написання першого українського науково-фантастичного роману «Сонячна машина» Володимира Винниченка* * * 2024 ***За рішенням ЮНЕСКО Рік кінорежисера Сергія Параджанова * * * 2024 * * * Книжкова столиця світу 2024 року — французьке місто Страсбург* * *

середу, 22 лютого 2017 р.

Маэстро Джоаккино Антонио Россини: к 225-летию со дня рождения



«Музыкальное искусство совершенно и предельно выразительно, и пусть не забудет публика, являющаяся нашим оплотом, что наслажденье должно быть основой и целью этого искусства: простая мелодия, ясный ритм…»
Россини




Италия – родина и колыбель оперной музыки. Сам термин «опера» закрепился за новым музыкально-сценическим жанром не сразу. Итальянское слово «opera» означает – труд, издание, творение. Первоначально произведения, предназначенные для исполнения, назывались музыкальными сочинениями – opera in musica, или «драмами на музыке», или «пьесами на музыке». Одно из первых подлинно великих оперных произведений, сохранившее до наших дней историческую и художественную ценность – «Орфей» (1606) гениального Клаудио Монтеверди, - было названо автором «сказкой на музыке».
Даже после того, как термин «опера» приобрел свои права с уточнением темы, - «комическая опера», «серьезная опера», «романтическая опера» - многие авторы определяли свои произведения как «музыкальную драму», «народную музыкальную драму».
Опера, как музыкально-театральное искусство, длительное время оставалась недоступной широкой аудитории. «Драма на музыке» была достоянием вельмож, князей и королей. В Италии, наряду с княжествами и королевством обеих Сицилий, существовала богатая аристократическая Венецианская республика. Венеция оказалась крупнейшим оперным центром, где в 1637 году открылся первый в Европе общедоступный оперный театр. Всего за две венецианские лиры можно было приобрести место в партере. Если же ложи, принадлежащие знати, пустовали, директор театра пускал в них бесплатно гондольеров.
Деятельность величайших оперных композиторов XVII века способствовала развитию жанра в Италии и за ее пределами. Италия, давшая миру оперу, была родиной многих выдающихся композиторов, каждый из которых внес свой неповторимый и бесценный вклад в развитие итальянского и мирового оперного искусства.

Джоаккино Антонио Россини родился 29 февраля 1792 года в Пезаро, небольшом городке Папской области Италии в семье Джузеппе и Анны Россини. Джоаккино унаследовал от них многие черты характера – насмешливый ум, острый язык, музыкальность, тонкий слух и необыкновенную память.
В 1802 году Джузеппе Россини с семьей переселился в небольшой городок Луго, расположенный неподалеку от Болоньи. Там учителем Джоаккино стал местный священник Малерби – образованный музыкант, в доме которого часто музицировали и где юный Россини смог впервые услышать произведения Гайдна и Моцарта. Именно Малерби обратил внимание на прекрасный голос Джоаккино – красивое, звонкое сопрано – и зачислил его в руководимую им Певческую школу.
Серьезное систематическое обучение Джоаккино началось только около 1804 года, когда его родители решили обосноваться в городе Болонья, одном из главных музыкальных центров Италии. В городе было три оперных театра, музыкальный лицей и три музыкальных академии.
Весной 1806 года Джоаккино поступил в Болонский лицей, где он учился около четырех лет. Первый год он занимался только в классе виолончели у Винченцо Каведанья и лишь на следующий год поступил в класс контрапункта, руководимый знаменитым падре  Станислао Маттеи, а затем и в класс фортепиано. В лицейские годы Россини сочинил две симфонии, вариации для различных солирующих инструментов в сопровождении оркестра, пять струнных квартетов. В конце 1808 года в концерте одной из болонских академий исполнялась его первая симфония.
Летом 1810 года период учения окончился, и молодой Россини вступил на путь самостоятельной композиторской деятельности. Его ждали Венеция и Милан, Неаполь и Рим, Лондон и Париж…
Дебют Россини – оперного композитора состоялся осенью 1810 года в Венеции. Россини предложили сочинить фарс – одноактную музыкально-театральную пьесу легкого, игривого содержания. Пьеса предназначалась к осеннему театральному сезону. Джоаккино легко справился с этим произведением, и 3 октября 1810 года в театре «Сан-Мозе» состоялась премьера фарса «Вексель на брак», прошедшая весьма успешно и открывшая ему путь к дальнейшей композиторской карьере.
Каждый год из-под пера Россини рождались новые оперные партитуры. Слава его неудержимо росла. Вместе с его первым шедевром – «Севильский цирюльник» (1816) – она перешагнула границы Италии и начала триумфальное шествие по странам Европы. Его творениям рукоплескали не только в городах Италии, но и в столицах Германии и Австрии, в бурлящем Париже и в сдержанном Лондоне, в знойном Мадриде и заснеженном Петербурге, в юной Одессе и вечном Риме…
Период XIX века – это эпоха развития оперной культуры и расцвета великих национальных школ. Национально-освободительное движение, всколыхнувшее Италию в первые десятилетия XIX века, нашло отражение и в оперном искусстве, вдохнув в него веяние современной жизни. Новое направление в опере сформировалось под влиянием итальянского литературного романтизма.
Творчество великого Джоаккино Россини явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая его предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора, с их смелым злободневным содержанием опера-буффа достигла своего расцвета. Россини обогатил также жанр серьезной оперы. В своем творчестве Россини обратился к героической тематике, отвечающей запросам современности. В его операх зазвучали  мощные хоры, появились динамичные ансамбли, красочным и выразительным стал оркестр. Опера Джоаккино Россини «Вильгельм Телль» (1829) положила основание новому жанру героико-исторической оперы. Творческое наследие композитора включает в себя 39 опер, среди которых  занимают достойное место – «Танкред» (1813), «Итальянка в Алжире» (!813), «Отелло» (1816), «Сорока-воровка» (1817), «Золушка» (1817), «Дева озера» (1819), «Семирамида» (1823). Россини автор 2 симфоний, кантат, гимнов, камерно-инструментальных сочинений, фортепианных пьес, песен и романсов и сочинений духовной музыки – «Stabat mater» (1831 – 1841), "Маленькая торжественная месса" (1863)…
Обаяние музыки Россини покорило его современников: Стендаля и Бальзака, Пушкина и Гейне. Высоко ценили творца «Севильского цирюльника» Бетховен и Шуберт, Лист и Паганини. Для широкой театральной публики Джоаккино Россини был кумиром, перед ним благоговели и преклонялись, в его честь исполняли серенады…




Штрихи к портрету композитора


В Европе наибольшей славой пользовалась Филармоническая академия, основанная в 1675 году в городе Болонья. За пределами Италии ее попросту называли Болонской академией.  Юный  Россини играл на альте, скрипке, отлично играл на чембало, пел и аккомпанировал себе с листа и свободно читал оркестровые партитуры. Выступления необыкновенного музыканта в качестве певчего в церквах и соборах Болоньи, а также в роли концертмейстера и дирижера хора в местных театрах сопровождались огромным успехом. Болонская академия летом 1806 года единодушно избрала четырнадцатилетнего Джоаккино в число своих членов.

В лицейские годы Джоаккино Россини отдавал много времени самостоятельному изучению музыки Гайдна и Моцарта, малоизвестной в ту пору в Италии. Живой интерес к новому, неизвестному в музыкальном искусстве, желание узнать и воспринять это новое – характерная черта композитора на протяжении всей его жизни.

Россини был очень строг и требователен на репетициях своих опер. Фальшивая нота, неверный ритм сердили его. Он не щадил никого, даже самых почитаемых артистов. В конце 1815 года Россини прибыл в Рим для постановки своей новой оперы-сериа «Торвальдо и Дорлиска» и  сразу вызвал цирюльника, который в продолжение нескольких дней брил его. Когда подошел день первой оркестровой репетиции оперы цирюльник, совершив со всей тщательностью свое дело, без церемоний пожал руку композитору, любезно добавив; «До встречи!» - «То есть как?» - спросил несколько озадаченный Россини. «Да скоро мы увидимся в театре». – «В театре?» - воскликнул удивленный маэстро. «Разумеется, я – первый трубач в оркестре». Это открытие заставило призадуматься Россини. Как ни велики были ошибки, совершенные трубачом-брадобреем, композитор не сделал ему ни малейшего упрека в театре, и лишь на другой день, после бритья, вежливо указал ему на них.

У Россини почти с первых шагов композиторской деятельности проявилось качество, ставшее характерным для всего его творческого пути: «У меня быстро возникали идеи, и мне не хватало только времени, чтобы записывать их. Я никогда не принадлежал к тем, кто потеет, когда сочиняет музыку». Уверенность в своих силах, соединенная с природным чувством юмора, воспитала еще одну черту его характера – редкостное самообладание, умение одинаково спокойно переживать как громкий успех своих опер, так и случавшиеся их провалы.

Опера «Пробный камень» знаменательна во многих отношениях. Это первое творение Россини, написанное по заказу завоевавшего европейскую славу театра «Ла Скала» в Милане. В либретто, предложенном Россини были правдивые и эффектные для сценического воплощения ситуации. Либретто увлекло композитора и в итоге – огромный и длительный успех. Опера ставилась в течение пятидесяти вечеров и затмила произведения других авторов. Чтобы ее послушать, публика прибывала в Милан из Пармы, Пьяченцы, Бергамо и Брешии и из всех городов на двадцать миль в округе. Победа в «Ла Скала» выдвинула двадцатилетнего Россини в ряд первоклассных маэстро.

Россини очень любил принимать гостей и умел делать это очень искусно. Знаменитые «субботы у Россини» сделались чуть ли не самым замечательным событием светской жизни Парижа. Ни один деятель культуры и искусства, проявивший себя чем-либо во времена второй империи, не мог не стремиться побывать на них. Приглашение на субботу к Россини являлось как бы признанием исключительности. Если не на обеде, то непременно нужно было хотя бы однажды побывать на концерте, который следовал за ним.  Закончив выступление, певцы обычно подходили к маэстро, чтобы выразить ему свое почтение, надеясь услышать одобрение. Композитор необыкновенно умел изобретать комплименты.

Джоаккино Россини обладал необыкновенным обаянием и был очень добрым в своих шутках. Над собой он шутил так же, как и над другими, и в его шутках никогда не было злости, не было желания обидеть.





Шедевры Джоаккино Россини на мировой оперной сцене








Первая постановка – 20 февраля 1816 года
Рим – театр «Арджентина»
Либретто – Чезаре Стербини


Вечером 20 февраля 1816 года в аристократическом театре «Арджентина» в Риме ждали начала первого представления оперы-буффа «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Автору нет еще и двадцати четырех лет. Россини написал «Севильского цирюльника в поразительно короткий срок – за двадцать дней. Опера создана на сюжет одноименной комедии – первой части известной трилогии французского драматурга П. Бомарше. На премьере, по сложившимся обстоятельствам, опера была освистана. На другой день по всему Риму только и говорили о скандале, который произошел вчера в театре «Арджентина».
На следующий день, вопреки ожиданиям, театр был переполнен. На этот раз люди собрались, именно для того, чтобы послушать музыку и спокойно оценить ее. Представление оперы покорило всех. В зале гремели овации, восхищенная публика бурно аплодировала каждому музыкальному номеру.
Полная огня и кипучей энергии «скороговорочная» ария (каватина) в ритме итальянской тарантеллы ярко рисует образ Фигаро:
Фигаро тут, Фигаро там,
Фигаро тут, Фигаро та,
 Фигаро вниз, Фигаро вверх…
В 1817 году «Севильский цирюльник» зазвучал в Барселоне, в 1818-м – в Лондоне, в 1819 году завоевал Париж, Вену, а затем и другие европейские города. 31 августа 1821 года его встречали в Одессе. В 1822 году «Севильскому цирюльнику» рукоплескали в Петербурге, а в 1826 году – в Нью-Йорке.



Первая постановка – 31 мая 1817 года
Милан – театр «Ла Скала»
Либретто – Джованни Герардини


Джоаккино Россини приступил к сочинению новой оперной партитуры для театра «Ла Скала» в Милане. Либретто будущей оперы было написано Джованни Герардини по мотивам мелодрамы «Сорока-воровка, или Служанка из Палезо» французских писателей Луи Шарля Кенье и Жан Мари Теодора Бодуэна д’Обиньи. В основу пьесы лег случай из реальной жизни. В одном провинциальном городке Франции заподозрили в краже столового серебра бедную служанку. Ее судили и казнили. После ее гибели выяснилось, что серебряный прибор утащила сорока…
На этот раз в распоряжении Россини было свыше двух месяцев – для него срок немалый. Он работал с увлечением и создал для Италии жанр – реалистическую музыкальную драму. «Сорока-воровка» - одна из значительных опер Джоаккино Россини. Музыка ее полна драматизма, лирического воодушевления и гибко передает смены ситуаций и чувства героев.



Первая постановка – 3 августа 1829 года
Париж – «Королевская академия музыки»
Либретто – В. Ж. Этьенна де Жуи и И. Л. Ф. Би


Маэстро начал писать оперу «Вильгельм Телль» в августе 1828 года. В ноябре газеты объявили, что скоро уже начнутся репетиции, но это заявление было преждевременным. В январе 1829 годе еще ничего не было известно о премьере, но все были в ожидании.
3 августа 1829 года состоялась премьера «Вильгельма Телля». Афиша «Королевской музыкальной академии», как тогда официально называлась Опера, объявляла о ней, не обозначив, как это было принято, имя автора. Необычность трактовки темы и новизна музыкального стиля вызвали вначале сдержанный прием у публики, но вскоре замечательное произведение Россини было оценено по достоинству и вошло в репертуар оперных театров многих стран мира.
В основе оперы – одноименная трагедия французского драматурга А. Лемьера и сюжетные мотивы пьесы Ф. Шиллера. «Вильгельм Телль» занимает исключительное место в творчестве Россини -  вершина среди его героико-патриотических опер.
Действие оперы разворачивается в 1308 году в Швейцарии. В оперу вошли наиболее важные в драматическом отношении сцены пьесы Шиллера. Оркестранты, критики, любители музыки были покорены трагедийной мощью, своеобразием стиля. Опера оказалась началом новой эры в музыкальном театре.



Rossini Opera Festival





Каждый год  в Пезаро, небольшом городке на  побережье Адриатического моря, встречаются ценители творчества Джоаккино Россини со всего мира. Фестиваль увидел свет в 1980 году. На первом фестивале были представлены две оперы Россини -  «Сорока-воровка» и «Счастливый случай».
В наши дни фестиваль начинается в середине августа и продолжается две недели. Основная программа включает три оперные постановки Россини и другие выдающиеся произведения композитора. Фестиваль является одним из самых престижных событий в мире классической музыки.


Музыкальные сочинения Джоаккино Россини из фонда библиотеки


Rossini, Gioachino. Guglielmo Tell [Nota musicale]: opera in quattro atti / G. Rossini. – Milano; Roma; Napoli: R. Stabilimento Tito Di Gio Ricordi e Francesco Lucca di G. Ricordi & C., Editori - Stampatori, [188-?]. – 181, [1] p.: illus; 195 x 275. – ita.
EOI Oдесская oбластная универсальная научная библиотека им. М. Грушевского. Ценность – год издания, автор, штамп магазина Вальца г. Одессы.









***



Россини Дж. Арии из опер [Ноты] : для тенора в сопровождении фортепиано. – Москва : Музыка, 1977. – 54 с.
В сборник включены: каватина Линдора из оперы «Итальянка в Алжире», каватина графа Альмавивы из оперы «Севильский цирюльник» в переводе П.И. Чайковского, ария Отелло из оперы «Отелло», молитва из оперы «Осада Коринфа» в переводе М. Павловой.


Россини Дж. Брачный вексель [Ноты]:  клавир. – Ленинград : Музыка. – 1982. – 256 с.
Музыкальный фарс Джоаккино Россини в одном действии:  либретто Гаэтано Росси по одноименным пьесе К. Федеричи и либретто Дж. Кеччерини. Перевод Т. Крамаровой, переложение для пения с фортепиано Н. Толстого.
Премьера: Венеция, театр «Сан-Мойзе», 3 ноября 1810 года. Опера ставилась в Барселоне (1816), Вене (1834), Нью-Йорке (1837). В Италии опера после продолжительного перерыва появилась на сцене в 1910 году, в связи со столетием со дня ее создания, в венецианском театре «Ла Фениче».


Россини Дж. Музыкальные вечера [Ноты] : восемь ариетт и четыре дуэта для пения с фортепьяно. – Москва : Государственное музыкальное издательство, 1960. – 96 с.
Решение 37-летнего Россини, находившегося на вершине славы, прекратить оперную деятельность после постановки в 1829 году его 39-й оперы огорчило обожавших его парижан. В 1835 году в Париже вышел сборник «Музыкальные вечера» из  8 ариетт: «Обещание», «Упрек», «Отъезд», «Пиршество», «Приглашение», «Альпийская пастушка», «Прогулка в гондоле», «Неаполитанская тарантелла». В сборник вошли также 4 дуэта в сопровождении фортепиано - «Гребная гонка в Венеции», «Рыбная ловля», «Серенада» и «Моряки». Любители музыки обрадовались возвращению Россини к творчеству.

Россини Дж. Неаполитанская тарантелла [Ноты] : для высокого голоса с фортепиано. – Москва : Государственное музыкальное издательство, 1954. – 15 с.
«Музыкальные вечера» не образуют единого цикла с последовательным развитием сюжета. Номера объединены общим беззаботным настроением, ощущением радости жизни, присущим стилю Россини. «Неаполитанская тарантелла» — танец с кружащейся мелодией инструментального склада, несущийся в головокружительном темпе.


Россини Дж. Севильский цирюльник [Ноты] : опера в двух действиях; переложение для пения с фортепиано. – Москва : Музыка, 1977. – 456 с.
Оперное либретто за авторством Чезаре Стербини создано на основе одноименной комедии французского драматурга Пьера Бомарше, написанной в 1773 году. Изначальным авторским названием оперы было «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Опера пленяет неиссякаемым остроумием, мелодичностью и виртуозным блеском вокальных партий.






***



Россини, Джоаккино. Избранные письма. Высказывания. Воспоминания / пер. с итал., фр. и нем.; автор вступ. ст. и примеч. Е.Ф. Бронфин. – Ленинград : Музыка, 1968. – 231 с.
Настоящий сборник знакомит читателей с эстетическими воззрениями и убеждениями Джоаккино Россини, а также с личностью этого выдающегося реформатора итальянской оперы. Включенные в сборник письма Россини, охватывают период: 1816 -1868 года. Особой ценностью обладают письма, выделенные в отдел «Неопубликованных». Они печатаются непосредственно по автографам Россини.






Книжные издания о жизни и творчестве композитора



Бронфин Е. Джоаккино Россини (1792 – 1868) : краткий очерк жизни и творчества. – Москва – Ленинград : Музыка, 1966. – 116 с.
Не многие композиторы на протяжении всей своей жизни пользовались такой всемирной славой, как Россини. Великий немецкий поэт Гейне назвал его «солнцем Италии». Знаменитый французский писатель Стендаль писал, что «Слава Россини ограничена только пределами цивилизации».

Бронфин Е. Ф. Джоаккино Россини. – Москва : Сов. композитор, 1973. – 188 с.; 8 л. ил., портр.
Письма, отзывы прессы, воспоминания современников, мысли, высказанные собеседникам, воссоздают правдивый облик одного из крупнейших мастеров итальянского оперного искусства Джоаккино Россини — человека и композитора; дают представление о среде, в которой протекала его жизнь и творчество; воспроизводят колорит эпохи.
Книга адресована широкому кругу читателей.




Клюйкова О. В. Маленькая повесть о большом композиторе, или Джоаккино Россини. – Москва : Музыка, 1990. – 192 с.
В книге в популярной форме освещается богатая событиями творческая биография выдающегося итальянского композитора Дж. Россини, вписавшего немало славных страниц в историю мирового музыкального театра, рассказывается о различных произведениях автора «Севильского цирюльника».







Синявер Л. Джоаккино Россини. – Москва : Музыка, 1964. – 192 с.
Жизнь Россини богата событиями: увлекательные путешествия, постановки опер во многих городах Европы, встречи и беседы со знаменитыми артистами, поэтами, музыкантами – Бетховен, Вебер, Вагнер…








Стендаль. Жизнь Россини / пер. А. М. Шадрина; послесл. Б. Г. Реизова; примеч. И. И. Соллертинского. – Киев : Муз. Україна, 1985. – 348 с., 1л. портр.

Книга выдающегося французского писателя Стендаля посвящена жизни и творчеству одного из величайших итальянских композиторов XIX в. Джоаккино Россини. Читатель найдет в ней описание музыкальной жизни Италии и Франции той эпохи, литературные портреты многих известных музыкантов Европы.






Хохловкина А. «Севильский цирюльник» Дж. Россини. – Москва : Государственное музыкальное издательство, 1950. – 56 с.
Опера Россини «Севильский цирюльник» - «жемчужина итальянской музыки», по выражению Петра Ильича Чайковского. Жизнерадостность, виртуозный блеск, мелодическая красота пронизывают многие оперы выдающегося итальянского композитора. Повсюду восхищенные поклонники распевали его мелодии, и охотнее всего – мотивы жизнерадостной комедии «Севильский цирюльник».





Фраккароли А. Россини. Письма Россини. Воспоминания. Переводы с ит., нем. и фр. / сост. И. Константиновой; вступ. ст. и примеч. Е. Бронфин; ил. В. Гамаюнова. – Москва : Правда, 1990. - 544 с., ил.
Великий итальянский композитор Джоаккино Россини открыл новый век в опере, став первым среди гигантов итальянской музыки – Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини.
Книга Арнальдо Фраккароли написана на основе огромного документального материала, живо и популярно. Не скрывая противоречий в характере и творчестве композитора, писатель показывает великого музыканта во весь гигантский рост, раскрывая значение его творчества для мировой музыки. Раскрывают личность великого музыканта также его письма и воспоминания о нем его современников.






Немає коментарів:

Дописати коментар

Надеемся на комментарии