* * * 2022 * * * Міжнародний рік кустарного рибальства та аквакультури * * * 2022 * * * Місто Гренобль (Франція) - Європейська зелена столиця * * * 2022 * * * Каунас (Литва) та Еш-сюр-Альзетт (Люксембург) – культурні столиці Європи * * * 2022 * * * Гвадалахара (Мексіка) - Всесвітня столиця книги * * * 2022 * * * Рік збреження природи та живого миру в Україні * * * 2022 * * * 300-річчя від дня народження видатного українського просвітителя-гуманіста, філософа, поета, педагога Григорія Савича Сковороди * * * 2022 * * * 150-річчя від дня народження зірки світового оперного мистецтва Соломії Крушельницької * * * 2022 ***

середа, 24 травня 2017 р.

Выдающиеся зодчие садово-паркового искусства XVII – XX столетий: к Европейскому Дню парков


«Природа живет в своих творениях. Это великий художник! Без малейшего усилия она достигает высшего совершенства…»
Иоганн Вольфганг фон Гете



История зарождения ландшафтного зодчества насчитывает тысячелетия и уходит своими корнями в далекие времена Персии, Египта, Ассирии и Китая.
Садово-парковое искусство развивалось во взаимодействии с философией, литературой, музыкой, живописью, градостроительством, архитектурой, народными традициями, экологией… Сады и парки выражали изменяющееся в каждую эпоху отношения человека к природе.
Древнеперсидский парк был насыщен розами, птицами, фонтанчиками, небольшими затененными водоемами и символизировал рай на Земле. Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Известно, что еще в XXII веке до нашей эры, в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окруженные живыми тростниковыми изгородями.
Но особую славу обрели вавилонские висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками Диордором, Страбоном и Геродотом. По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Греции, Риме.
Во время расцвета эллинских городов в них создавали гимнасии – места для публичных собраний, где юноши занимались гимнастическими упражнениями или встречались для философских бесед. Одна из школ, именовавшаяся Лицеем, также находилась на открытом воздухе в аллеях-перипатеях среди платанов, а учеников ее прозвали перипатиками – прогуливающими. Сад Лицея славился растениями, привезенными Александром Македонским из Италии, Персии и Египта в подарок Аристотелю, своему учителю и наставнику.
В Древнем Риме было несколько типов садов: сад-огород, фруктовый сад, розарий, декоративный сад, платановая роща, миртовая роща. Наиболее известными были парки правителей Марка Антония и Юлия Цезаря. Особое место занимало цветочное оформление. Преимущество отдавалось розе, которую выращивали и зимой в оранжереях.
Сады в эпоху Средневековья являлись частью дома, замка или монастыря. Сад являлся важной частью жизни средневековой знати. Карл I Великий, король франков и лангобардов, своим рескриптом 812 года указал, какие растения должны произрастать в его садах. Список включал около 60 видов цветов и декоративных растений. Спустя столетия эти сады стали известными парками.
Сады в эпоху Ренессанса создавались на основе сведений об античных садах, развивались от изолированных пространств до парков, где гармонично сочетались природа и искусство. Особый стиль итальянского садоводства появился во Флоренции. Здесь возрождались античные парки платоновской Академии и аристотелевского Лицея. В них собирались ученые, философы, художники и поэты.
Сады при виллах знати обычно устраивались на холмах и строились, как ряд террас. Цветники напоминали ковры или причудливые вышивки. В главную композицию вписывались фонтаны с водными каскадами и лестницы.
В эпоху Барокко сады и парки украшаются шутливыми фонтанами, павильонами, гротами, бельведерами, скульптурами, лестницами… Эффект создавался за счет контраста камня и вечной зелени. Один из великолепных ансамблей в стиле барокко – парк Шенбрунн в Вене.
В XVII столетии Италия, игравшая ведущую роль в европейском искусстве, передала пальму первенства Франции. Пышность и причудливость стиля барокко выразилась в создании композиции из подстриженных деревьев разной высоты, бассейнов вычурной формы, цветников затейливого рисунка, богато оформляющих партеры. В это время создаются удивительные по красоте дворцово-парковые ансамбли в Во - ле - Виконте,  Версале, Марли, Сен - Клу…
Английский пейзажный стиль утверждается в садово-парковом искусстве на протяжении XVIII - XIX веков. В Англии и по всей Европе создаются пейзажные парки. При проектировании пейзажного парка главной задачей ставилось сохранение живописности местного ландшафта. Особенностью стиля было появление многочисленных садовых построек и малых архитектурных форм.
Конец XIX – начало ХХ века считается золотым веком садово-паркового искусства. Характерная черта XIX столетия – увлечение экзотическими растениями, из-за чего даже частные парки приобретали сходство с научными ботаническими садами. В моду вошли альпийские горки, а также участки, засаженные растениями из Китая, Японии, Южной Америки…
Делаются первые попытки реставрации садов и парков - памятников истории. В ХХ - XXI веке сад и парки стали не просто полем для самовыражения – они коренным образом изменили представления людей об окружающем ландшафте. Приобрел актуальность вечный вопрос поиска гармонии между творением архитекторов и природой.

Андре Ленотр (1613 - 1700) - французский архитектор, один из лучших мастеров садово-паркового искусства. Родился Андре Ленотр 12 марта 1613 года в Париже. Его дед Пьер был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он принимал участие в устройстве садов в Тюильри, вместе с сыном Жаном обустраивал усадьбы французских королей.
Юный Андре  учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ, занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца, главного садовника Тюильри. С 1637 года Ленотр - главный садовник парка Тюильри, с 1657 - «генеральный контролер строений» короля Людовика XIV.
Началом творчества Андре Ленотра, как проектировщика послужило строительство замечательной загородной резиденции Во - ле - Виконт министра финансов Фуке около городка Мелен. План парка в Во - ле - Виконте отличается предельной строгостью и цельностью. По своему назначению парк был рассчитан на большое количество посетителей и эффектные праздники. Первый знаменитый праздник в Во - ле - Виконте после окончания всех работ стал триумфом Ленотра и у него появилась возможность сделать блестящую карьеру.
В 1661 году Ленотр  вместе с архитектором Лево начинает проектировать  знаменитый дворцово-парковый ансамбль в Версале. Андре Ленотр поставил себе задачу – связать архитектурные сооружения с окружающей природой. Он создал поразительный по красоте и грандиозности парк, который оказал влияние не только на развитие ландшафтного искусства, но и на градостроительство. По сей день тысячи людей всех национальностей и сословий посещают этот прославленный ансамбль. За свою долгую жизнь Андре Ленотр создал и реконструировал целый ряд парковых композиций.
Проекты

Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656 - 1723) - австрийский архитектор, основоположник и ведущий мастер габсбургского барокко. Родоначальник архитекторской династии Фишеров фон Эрлахов.
Среди наиболее важных проектов Эрлаха - императорский дворец Шенбрунн, Зимний дворец Евгения Савойского, дворец Клам-Галласов в Праге, мавзолей Фердинанда II в Граце, здание манежа в Хофбурге и ряд барочных церквей в Зальцбурге, перепланировкой которого он занимался.
На юго-западной окраине Вены расположился Шенбрунн - наиболее выдающееся творение величайшего зодчего. В своем мастерстве он превзошел почти всех итальянских архитекторов, работавших в то время в Вене и в Южной Германии.
Фишер фон Эрлах составил альбом гравюр с архитектурными проектами и фантазиями под названием «Историческая архитектура». В этом альбоме собраны архитектурные мысли автора по возведению дворцов – летних резиденций.
Замок Шенбрунн должен был занимать самую высокую точку местности, от его фасада должен был открываться величественный вид на лежащие перед ним парки с террасами, водоемами и аллеями.
В 1569 году на месте нынешнего дворца располагался охотничий замок австрийских императоров. Когда здесь нашли Шенер – Бруннер («Прекрасный источник»), по его имени стало называться и все поместье. Во время турецкой осады 1683 года замок был сожжен, а через пять лет император Леопольд I решил выстроить в этих краях резиденцию для своего сына – будущего императора Иосифа I.
По его заказу Фишер фон Эрлах и исполнил проект, по которому пять огромных террас, замкнутых стенами, аркадами и фонтанами, должны были подниматься к венчающему холм дворцу. Но Фишеру фон Эрлаху не удалось выполнить свой грандиозный замысел. По приказу императора Шенбрунн был выстроен у подножия холма. По второму проекту возвышенность была использована для паркового сооружения, известного под названием Глориетта.

Жан-Батист Александр Леблон (1679 - 1719) - французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716 по 1719 года - главный архитектор Санкт-Петербурга. Родился в 1679 году во Франции, в семье королевского придворного живописца и гравера, Жана Леблона. Леблон наряду с Робером де Коттом и Пьером Лепортом является основоположником стиля Регенства - историко-регионального художественного стиля во французском искусстве начала XVIII века. Первыми учителями Леблона были его отец и дядя Жирар - архитектор, состоявший в должности управителя герцога Оранского.
Ж.-Б. А. Леблон приобрел широкую известность в 1700 -1710 года, исполнив рисунки для «Истории королевского аббатства Сен-Дени». В 1709 г. в трактате М. Дезалье д’Аржанвиля-отца «Теория и практика садового дела», который в XVIII столетии служил одним из основополагающих руководств, Леблон поместил главу, посвященную планировке и декоративному убранству садов, а также исполнил все иллюстрации.
В 1715 году Леблон был приглашен Петром I в Петербург, чтобы занять должность генерал - архитектора, человека, который буквально отвечал за строительство новой столицы. Он прибыл в Петербург 5 августа 1716 года…
Проекты

Не всегда сады и парки разбивались профессиональными архитекторами и садовниками, иногда и сами владельцы принимали участие в их создании, оставляя яркий след индивидуальности на своем творении.
Феликс Михайлович де Рибас (1769-1845) - боевой офицер, дипломат, меценат. Младший брат основателя Одессы Иосифа де Рибаса.
Родился в Неаполе в семье выходца из Испании, потомственного испанского дворянина Дона-Мигеля де Рибаса-и-Бухонса и родовитой ирландки Маргариты Планкет. В 1797 году, выйдя в отставку в чине премьер - майора, Феликс де Рибас окончательно поселяется в Одессе и сразу же включается в жизнь зарождающегося будущего прекрасного города.
Увековечил свое имя Феликс де Рибас бесценным подарком одесситам - знаменитый Городской сад, одно из красивейших мест в Одессе, был создан именно им и безвозмездно передан городу.
Феликс де Рибас получил разрешение на право владения двумя десятинами земли возле своего дома. Первыми деревьями, прижившимися в его саду, стали акации, которыми и сегодня усажены практически все главные улицы города. Феликс де Рибас заказывал саженцы, семена различных растений в Италии, Испании…Сад разрастался, ухаживать за ним становилось все сложнее, требовалось нанимать садовников, прокладывать гидросооружения для полива. 10 ноября 1806 года сад перешел в собственность города.

Антонио Гауди (1852 - 1926) - выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне. Антонио Гауди  выработал новые представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства пространственной геометрии.
Антонио Гауди  родился 25 июня 1852 года в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 года проживал в Барселоне, где в 1873–1878 года занимался в Высшей технической школе архитектуры. Гауди  изучал различные ремесла - столярное дело, ковку металлов … - в мастерской Э. Пунти.
В 1883 году  Антонио Гауди знакомится с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем, который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет архитектор проектировал для его семьи все необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков.
Парк Гуэль (1900 – 1914) был задуман,  как город-сад. Парк представляет собой сочетание садов и жилых зон, площадь парка составляет 17,18 га.
Творения Антонио Гауди, выполненные в причудливо-фантастическом стиле на стыке модерна и готики, получили всемирную известность. Семь из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Волкова С. «Экзотик» в Монако: удивительный сад маленького государства // Ландшафт. - № 3. – 2010. – С. 204 – 207.
Удивительное государство Монако восхищает своей неординарной красотой. Уникальный парк «Экзотик» расположился на склоне утеса с незабываемым видом на Монако и Итальянские и Французские Ривьеры. Этот растительный рай представляет более одной тысячи видов суккулентов и необычных тропических растений…


Итальянские сады и парки / авт. – сост. Ю.В. Белочкина; худож. – оформитель С.И. Правдюк. – Харьков : Фолио, 2011. – 219 с. – (Приусадебное садоводство).
Италия – страна достойная восхищения. Прекрасны ее горы, моря, города, а еще виллы и сады. Если вам по душе элегантный парк в итальянском стиле или уединенный поэтический уголок с фонтанчиками, барельефами, причудливыми растениями, эта книга для вас. С ее помощью вы сможете создать на своем участке итальянский парк в миниатюре…
Каминская Т. Канада. Сад Бутчарт: европейское чудо прекрасной Британской Колумбии // Ландшафт. - № 2. – 2001. – 180 – 183.
Северная Америка. Страна дикой первозданной природы, неприступных Кордильер и сурового климата. Именно там, в начале ХХ века семья переселенцев Бутчарт решила основать ландшафтный парк в лучших традициях Старого Света, разбив его в живописнейшем месте с поэтическим названием Прекрасная Британская Колумбия…

Родічкіна О.І. Старовинні маєтки України: книга-альбом / О.І. Родічкіна. – Київ : Мистецтво, 2016. – 384 с., іл. – Текстівки англ., рез. англ. і рос.
У виданні повно і всебічно розглядається історія розвитку старовинних маєтків і садиб, садів і парків від середньовіччя до початку ХХ століття на території України. Багатий образотворчий матеріал, свідчення мемуаристів, архівні дослідження, поетичні рядки дають можливість відчути зв’язок епох, оцінити працю видатних творців палацово-паркових ансамблів, ознайомитися як з широковідомими маєтками та парками України, так і з тими, що не збереглися до нашого часу.

Серикова Г.А. Современный ландшафтный дизайн сада: планы, обустройство, виды растений, советы / Г.А. Серикова. – Харьков : Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород : ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2014. – 144 с.; ил.
Давно прошло то время, когда само понятие «ландшафтный дизайн» представляло собой одну из составляющих высокого садово-паркового искусства, когда казалось совершенно невозможным воплотить, что-либо подобное на собственном, часто небольшом участке. В настоящее время главной задачей ландшафтного дизайна считается создание красоты и гармонии в комплексе с удобством использования инфраструктуры зданий и окружающей природы.
Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства. – Москва : ИНФРА – М, 2004. – 350 с., ил.
Освещены исторические, социально-экономические пути и направления развития садово-паркового искусства, а также связь с градостроительством и архитектурой. Представлены основные стилистические направления и их влияние на современные концепции ландшафтной архитектуры.
Кизилова М. Во – ле – Виконт: [История создания дворца и парка] // Ландшафт. – № 1. – 2011. – С. 200 – 203.
Во – ле – Виконт – хрестоматийная классика ландшафтной архитектуры. Расположен в окрестностях Мелена, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Франция XVII век…







Пройдите тест


Знаменитые парки мира


    Инструкция
  1. Этот знаменитый дворцово-парковый ансамбль стал триумфом архитекторов и закатом карьеры блистательного Никола Фуке, министра финансов Франции в эпоху правления Людовика XIV.
    Версаль
    Во – ле – Виконт
    Шантийи
  2. В столице одноименного государства, что в переводе с древнегреческого означает «отшельник», находится уникальный по красоте и разнообразию растений парк «Экзотик»
    Сингапур
    Люксембург
    Монако
  3. История создания одесского Городского сада связана с именем боевого офицера и мецената, который 10 ноября 1806 года подарил его городу
    Михаил Воронцов
    Феликс де Рибас
    Арман-Эммануэль дю Плесси Ришелье
  4. Жемчужина садово-парковой архитектуры Украины, основанная графом Станиславом Феликсом Шенсным Потоцким в 1796 году, носит романтическое название
    Качановка
    Александрия
    Софиевка
  5. Природное чудо, окутанное историями и легендами, называют «Оком моря» или «Жемчужиной Карпат»
    Тарханкул
    Синевир
    Бутчарт

    

1 коментар:

Надеемся на комментарии